Аграрный рай

Fermer_v_Germanii

Для того чтобы увидеть рай в деревне, можно смело отправляться в Германию.

Германия всегда отличалась высоким уровнем развития аграрной отрасли, её капиталоёмкостью и высокой интенсивностью. По объёму производства продукции животноводства и зерна Германия уступает в Европе только Франции, а по производству молока уверенно занимает первое место, вырабатывая 20% продукции Евросоюза.

У сельского хозяйства России и Германии есть схожая черта – это приоритетное развитие животноводства, потребности которого обеспечивает растениеводство. Большое количество посевных площадей отведено под кормовые культуры. Животноводство в Германии даёт 80% всей сельхозпродукции. Из подотраслей первое место занимает скотоводство, молоко составляет 25% всего объёма товаров сельского хозяйства, по молоку самообеспеченность страны превышает 100%. На втором месте – свиноводство (менее 80%).

Главный оплот – фермерство

За год Германия производит около 30 млн т молока. Молочная продуктивность коров составляет в среднем 8 тыс. кг за лактацию с 3,6% жира и 4,2% белка, суточный удой на особь – 35–40 кг. Работают две категории производителей – в Западной Германии это небольшие фермерские хозяйства, содержащие от 50 до 150 голов, имеющиеся площади сельхозугодий не превышают 31 га. Большие молочные комплексы, где содержатся 450–600 голов, располагаются в Восточной Германии, имеют в пользовании по 200–300 га земель. Особенность бывшей ГДР в том, что здесь фермерские хозяйства созданы по российскому типу – на базе бывших коллективных хозяйств.

Как правило, фермеры кооперируются с перерабатывающими предприятиями и заводами по поставке кормов, отдают на аутсорсинг зооветеринарное обслуживание стад. В своё время в Германии при активном содействии государства была налажена инфраструктура фермерских хозяйств и создана система кооперативов. Это сельскохозяйственные местные объединения, районные крестьянские союзы – их примерно 450, действуют 18 земельных крестьянских союзов по федеральным землям, куда вступили 90% фермеров…  Между этими объединениями существует нешуточная конкуренция. Но явно одно – их роль трудно переоценить, через них фермеры реализуют продукцию, хранят в кооперативных банках накопления, берут в кредит финансовые ресурсы, осуществляют страховые операции. Фактически все, кто занимается сельскохозяйственным трудом, сотрудничают с кооперативами, через них решают многие хозяйственные и социальные проблемы.

Впрочем, фермеры могут и сами реализовывать свою продукцию по цене на 15% выше, чем в супермаркетах. Для них здесь специально выделяют место, имеется  возможность продавать и на временных рынках, которые функционируют каждую субботу и воскресенье на площадях в больших и малых городах. У немцев считается шиком покупать овощи и фрукты, молоко и яйца именно у фермеров – натурально и вкусно. Вообще в Германии к потребителю принято относиться честно, санитарные нормы настолько высоки, что можно спокойно есть непрожаренное мясо.

Продолжение следует.