Южные «ворота» Удмуртии
|Кизнерский район – самый молодой среди муниципальных образований Удмуртии. Вместе с тем он уникален своей историей, памятными местами, природой… Именно в одном из его сёл произошло историческое событие, прогремевшее на всю страну, – «Мултанское дело», в котором участвовал русский писатель В. Г. Короленко. И, пожалуй, только здесь можно увидеть «говорящий» родник, пещеры и другие необычайно красивые места.
Ольга Михайловна Соколова, заведующая филиалом музея «Вуж Мултан» («Старый Мултан») им. В.Г. Короленко:
– Село Старый Мултан (а ныне Короленко) – одно из старинных поселений Кизнерского района. По одной из легенд, село возникло в XVI веке. В 1939 году оно было переименовано в Короленко – в честь великого русского писателя-публициста, который разоблачил дело о человеческом жертвоприношении языческим богам мултанцами. Это происшествие разделило жизнь селян на до и после…
Потомки удмуртов, бесчестно обвиненных в чудовищном преступлении, скрывали своё родство до наших дней. Это были страшные времена и о них старались забыть. Признания из невиновных людей выбивались пытками. До вынесения оправдательного приговора всё население держали в страхе. В селе не играли свадьбы, не проводились праздничные мероприятия. Если жители собирались на завалинке, чтобы пообщаться, тут же докладывали местным властям. Сразу приезжал урядник на допросы, чтобы выяснить, не замышляет ли народ что-то снова. Представители царской власти таким образом пытались зацепиться за любую улику, а некоторые из них, такие как помощник прокурора Раевский, видели в Мултанском деле выгоду для продвижения своей карьеры.
Потомки удмуртов, бесчестно обвиненных в чудовищном преступлении, скрывали своё родство до наших дней. Это были страшные времена и о них старались забыть. Признания из невиновных людей выбивались пытками. До вынесения оправдательного приговора всё население держали в страхе. В селе не играли свадьбы, не проводились праздничные мероприятия. Если жители собирались на завалинке, чтобы пообщаться, тут же докладывали местным властям. Сразу приезжал урядник на допросы, чтобы выяснить, не замышляет ли народ что-то снова. Представители царской власти таким образом пытались зацепиться за любую улику, а некоторые из них, такие как помощник прокурора Раевский, видели в Мултанском деле выгоду для продвижения своей карьеры.
Исторические справки свидетельствуют, что незадолго до этого убийства произошёл народный бунт, зачинщиками которого выступили старомултанцы. Они пошли громить волостное правление в Старом Трыке. Подняв крестьян близлежащих деревень, в правление они сожгли книги с недоимками по налогам. Местная власть задумалась, если удмуртский народ (а он всегда считался тёмным и тихим) восстал против царского режима, чего тогда можно ожидать от русских. Благодаря Мултанскому делу ей удалось усмирить население. Народ был так напуган, что когда мы создавали музей, не смогли найти даже исконно удмуртские наряды, не можем найти сейчас и фольклор – песни, обрядовые действия – всё было уничтожено. Единственный наряд оказался у одной женщины, родом из дер. Баграш-Бигра Малопургинского района.
Наш музей располагается в одном из домов, в котором жил купец, один из осужденных по Мултанскому делу – Василий Кузьмич Кузнецов. Известно несколько поколений именно его предков. В нашем селе живёт его праправнучка, другая работает в Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда, ещё одна проживает в Сарапуле.
Наш музей располагается в одном из домов, в котором жил купец, один из осужденных по Мултанскому делу – Василий Кузьмич Кузнецов. Известно несколько поколений именно его предков. В нашем селе живёт его праправнучка, другая работает в Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда, ещё одна проживает в Сарапуле.
Наша экскурсия начинается с посещения Успенско-Богородицкой церкви – жемчужины нашего села. Она построена в 1860 году на средства купца Елабуги Фёдора Григорьевича Чернова. Бытует мнение, что он был обрусевшим удмуртом, незадолго до своей смерти
50 тыс. руб. в банк и сказал, чтобы после его смерти на проценты от вклада каждые пять лет в удмуртских селениях строили церкви. Наша церковь обошлась в 10 тыс. руб. – по тем временам это были огромные средства, купец не жалел деньги и покупал самую лучшую церковную утварь, а иконы заказывал в знаменитых монастырях страны. Иконы в нашей церкви очень намолены и благодатны, они привлекают множество паломников.Александр Анатольевич Морозов, председатель СПК (колхоз) «Новый путь»:
— Неподалёку от деревни Старая Бодья, где я учился, открыли туристический маршрут «Абатские пещеры». В школьные годы мы не раз туда ходили, и вроде ничего особенного не замечали, а тут туристы стали съезжаться. Недавно и я там побывал. Поразился красоте горных ущелий – камни, обросшие мохнатым мхом и зеленью, тёмные лабиринты просто завораживают. Родник здесь протекает с кристально чистейшей водой. Красота здешних мест настолько притягательна, что расстаться с малой родиной я не смог. Вся моя жизнь связана с родной деревней Вичуркой… Леса, луга, речушки, родники дают умиротворение в душе. В одном из лесов, чуть дальше от нашей деревни, находится необыкновенное озеро, где будто время остановилось и замерло. Я сюда приезжаю, чтобы в тишине отдохнуть от суеты, набраться положительных эмоций… Очень нравятся пешие прогулки по этим местам. Наши леса и луга богаты грибами и ягодами – растут белые грибы, рыжики, маслята, грузди… Много бывает клубники, земляники, черники. Часто мы выезжаем на природу всей семьей.
Людмила Александровна Колесникова, директор БПОУ УР «Кизнерский сельскохозяйственный техникум»:
– Со студентами мы проводили туристический слет в Абатских пещерах. Сквозь камни здесь пробивается родник. Вода в ней даже летом всего 4 градуса. В её живительных свойствах, о которых мы не раз слышали, убедились сами. Ребята, которые ходили босиком по ледяной родниковой воде, действительно не болели в сезон простуд. Говорят, что её сила сохраняется в течение года, потом снова надо умываться и окропляться.
Загадочным кажется и «говорящий» ключ в окрестностях села Короленко. Под водной гладью находится песчаная муть, которая при громком разговоре начинает бурлить, будто отвечая своим посетителям, а когда тихо, родник бежит размеренно. Вода в нём тоже считается целебной. И, к сожалению, набирая воду флягами, приезжие разрушают его берега. Поправлять здоровье можно и в Кизнере. Посёлок славится лечебными грязями и минеральными водами, поэтому в здравницу приезжают не только со всей Удмуртии, но из других регионов страны.
Соседство с Татарстаном и Кировской областью наложило свой отпечаток на наш район. Только у нас можно побывать сразу в трёх Сарамаках – русском, удмуртском и марийском, где чтут обычаи и традиции своих народов. Тут проложен конный маршрут, можно покататься на лошадях, отведать блюда национальной кухни. Жители знакомят со своими сокровенными местами, например, в марийском Сарамаке можно побывать в молельной роще. Народы живут своей обособленной жизнью, их колорит и быт отличается от современных поселений, цивилизация, словно не коснулась уклада жизни…
Жанна Семёновна Гаврилова, председатель Совета Кизнерского райпо:
– В последние годы социальная инфраструктура Кизнерского района изменилась до неузнаваемости. В рамках федеральной программы по уничтожению запасов химоружия были построены районный дом культуры, детские сады, школы со спортивными комплексами, клинико-диагностический центр, жилые многоквартирные дома, проведена газификация. Везде красота – цветники, благоустроенные дворы, ровные дороги…
В муниципалитетах большое внимание уделяется развитию туризма – открыто несколько маршрутов с популярными местами отдыха. Природа нашего края очень живописна. Нашему коллективу, например, нравится отдыхать в селе Крым-Слудка на берегу Вятки. В 2018 году там впервые прошёл районный фестиваль–конкурс рыбаков-любителей «Вятская чехонь». У нас проводится много интересных мероприятий. В селе Короленко, к примеру, возрождена Мултанская ярмарка – забавы, песни, угощения – всё как в старые добрые времена. В ярмарке активное участие принимают хозяйства района. Для посетителей мы готовим фирменные пироги с калиной по старинному удмуртскому рецепту. Щедрая кизнерская земля дарит нам целебные травы, грибы, ягоды. Наш район считается одним из самых многонациональных в республике, где в мире и дружбе живут удмурты, русские, татары, марийцы, армяне и люди других национальностей.