Из рода Тукля
|У Узей-Тукли свой особый запах – здесь пахнет деревом.
Какой бы гость ни приехал в Узей-Туклю, расположенную на реке Изейка, ему обязательно покажут гордость и красу поселения – местный Дом ремесел. Мы не стали исключением.
О многом говорят уже резные ворота при входе – здесь наверняка занимаются резьбой по дереву. Так и есть. Но это далеко не все. Художественная обработка бересты, ткачество, керамика, лоскутная мозаика, пошив национальной одежды – вот неполный перечень направлений работы Дома ремесел, всего их около десятка.
Дом ремесел в Узей-Тукле был основан в 1995 году в полуразрушенном здании по инициативе уроженца деревни – Геннадия Сидорова, члена Союза художников России.
Дом ремесел – один из немногих не только в Удмуртии, но и в России, где досконально не только изучают, но и продолжают традиции народных промыслов. В основе работы мастеров – следование мифологическим образам удмуртов, а также возрождение и сохранение для будущих поколений старинных обрядов и приемов изготовления предметов быта, национальной одежды и украшений.
Каких только изделий нет в его выставочном зале! Здесь и массивные фигуры из дерева, и настоящие художественные тканые полотна, и шикарный свадебный сундук, и забавные поделки-свистульки. А вот мешочек счастья, внутри которого спрятана лечебная можжевеловая стружка. Куколка-желаньице исполняет желание – это проверено, но есть одно условие – оно должно быть одно. Куколку-подорожницу берут с собой в путь, чтобы дорога была удачной. Кукла-коза – символ наступившего года – призвана принести удачу и везение.
Несколько слов об основателе и бессменном руководителе учреждения. Геннадий Сидоров – заслуженный работник культуры Удмуртии, член Союза художников России, создающий произведения на мифо-эпические и философские темы, автор переходящего символа республиканского праздника «Гербер». Геннадий Евгеньевич – патриот своей малой родины. Окончив художественно-графический факультет УдГУ, он вернулся домой и увлекся деревянной скульптурой – как в мелкой резной технике, так и в гладко выполненных объемах. С его подачи по всей Узей-Тукле можно встретить деревянные фигуры, потому и пахнет в деревне деревом…
Новый род
Дом ремесел деревни Узей-Тукля бережно хранит историю своего населенного пункта. По преданию, название деревни Узей-Тукля образовалось в результате соединения двух родовых имен, основавших поселение, – Узья и Тукля. Первый род населял бассейн реки Чепцы, второй – бассейн реки Кильмезь.
Легенда гласит: «Давным-давно это было. В Узей-Тукле жил очень сильный человек по имени Митрей. Он был искусным и бесстрашным охотником. Один строил дом, играючи поднимал бревна. На медведя ходил только со своей собакой – лайкой, дань платил медвежьими шкурами. У Митрея был очень красивый высокий трон. Перед охотой молился и садился на свой трон, видать, какую-то силу придавал, а другим садиться не разрешал…». Образ родоначальника рода Тукля Митрея с его верной собакой воссоздан в виде деревянной скульптуры. У рода Тукля был свой тотем – деревянный гусь с железным клювом и железными лапками.
На карте Увинского района есть много деревень, в названия которых входит слово «Тукля»: Удмуртская Тукля, Ува-Тукля, Старая Тукля, Поршур-Тукля… Оказывается, в былые времена здесь было несколько десятков деревень, в которых жили удмурты из рода Тукля. Возле Дома ремесел установлена скульптура «Памяти исчезнувших деревень» с перечнем названий населенных пунктов – существующих и тех, что уже нет. За 25 лет из 35 деревень рода Тукля исчезло 22 деревни, еще четыре – на грани исчезновения.
Хорек – символ деревни
В последние годы Узей-Тукля разрослась, а раньше состояла всего из трех улиц. Жителей деревни называли «синтем бызара», в переводе «слепой хорек». Версий происхождения тому названию несколько. Первая – многие жители болели глазной болезнью. Вторая – слишком уже маленькие окошки были у домов. Третья, принадлежащая Геннадию Сидорову, берет истоки в отношении христианства к язычеству как к отсталой культуре, не понимающей, что есть единый Бог – Христос.
На гербе Узей-Тукли тоже присутствует хорек, переплывающий через реку Изейку. Говорят, в былые времена здесь было засилье хорьков, да и самих жителей – быстрых, проворных – нередко сравнивали с этим животным.
Обитатели деревни были не только бойкими, но и очень трудолюбивыми, не случайно здесь активно развивали ремесла. Женщины занимались ткачеством, лоскутным шитьем, вязали кружева. Так было и в семье Сидоровых. Прадед Геннадия Евгеньевича был кузнецом, предполагается, что он встречался с Кузебаем Гердом, который навещал своего брата, живущего в этих краях. Путешествовал писатель на лошадях, а такой путник обязательно становился клиентом кузнеца.
Отец Сидорова был столяром-плотником. Вообще, в деревне было много представителей этой профессии, как возьмутся все вместе за работу, делали все быстро и споро. Например, завести дом под крышу могли за день.
Жили узей-туклинцы дружно, в согласии, замков на дверях не держали, ребятня, набегавшись по улицам, могла зайти в любой дом подкрепиться.
Праздники отмечали вместе, обязательно варили самогон. Каждый семейный клан имел свой самогонный аппарат, которым разрешалось пользоваться и другим семьям. Кумышки варили до девяти сортов, на большие праздники, как свадьба, – предлагали гостям отменную, высшего сорта, а если, например, накрывали стол для большого количества работников, помогавших в строительстве, выставляли кумышку попроще. Пили, зная меру, пьяных на праздниках не было, женщинам так и вовсе полагалось не более одного стакана хмельного напитка. За столом вели разговоры, любили рассказывать об охоте. Несомненно, страсть к охоте у узей-туклинцев от родоначальника – Митрея.
Места родниковые
Достопримечательность Узей-Тукли – родник, подобного которому нигде в мире нет. Он защищен оградой с деревянными воротами, над его входом вырезаны три колокольчика. Пять мифических фигур охраняют чистый источник деревни от злых духов и недобрых людей – это, конечно, Узей и Тукля, от которых пошел новый род, а еще три фигуры по углам ограды – батыры Бызара, Манаш и Батул, с которыми местные предания также связывают историю деревни. А сам источник звонко бьет из пасти быка, который рогами держит землю, – еще один известный символ древних верований.
Уникально, что языческая символика тесно соседствует с православной культурой. Родник освящен в честь Иконы Матери семистрельной, здесь же установлена деревянная часовня ее имени. Внутри – множество икон, в том числе икона Христа, вырезанная из дерева.
Кстати, этот источник в Узей-Тукле не единственный, раньше здесь был целый каскад родников. Например, возле одного из них жители основали керемечь – языческое ритуальное место. Росла у родника высокая раскидистая ель, старики рассказывают, что в гражданскую войну повесили на той ели старца-язычника, а затем многие жители видели у родника его образ в белом одеянии.
В старину за родниками ухаживали, относились к ним как к живым существам. Обязательным был обряд по обновлению воды, работники Дома ремесел собираются его возобновить. Проводился обряд в конце января, на новолуние: брали воду из трех источников и соединяли ее одном самоваре или котле, заваривали чай на травах или варили кашу. Все присутствующие угощались.
Свой уклад в Узей-Тукле, своя жизнь, свои обычаи. Но старшее поколение сетует, что молодежь сегодня не интересуется историей, забывает обряды и родной язык. А помнить необходимо, ведь это их корни…