В краю родниковом

DSC03577

Ляль – много, Шур – река, изобилующая водами, – так переводил название деревни Ляльшур удмуртский писатель и учёный Г. Е. Верещагин. Огромное количество родников до сих пор берут здесь начало, а ещё этот край интересен и историей, и школой имени Верещагина, и богатой топонимикой.

Искали ключ

Деревня Ляльшур – одна из самых старинных в Шарканском районе. В конце XIX – начале XX века здесь жил первый удмуртский писатель, этнограф, учёный Григорий Егорович Верещагин. В своих книгах он описывал быт, нравы, традиции удмуртов Шарканского района, собирал фольклор. По исследованиям ученых, вблизи деревни была Арская дорога, соединяющая средневековый город Арск с Ирбитом и являющаяся отрезком Великого шёлкового пути. По этой дороге проходило и войско Емельяна Пугачёва.

– Григорий Егорович Верещагин в работе «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда» пишет, что деревня Ляльшур образовалась примерно в 1740 году от языческого поселения Пыбья Учин. Мы придерживаемся этой же версии, – рассказывает учитель удмуртского языка и литературы, заведующая краеведческим музеем Светлана Васильевна Малинина. – Как он описывает, почему жители Пыбьи Учина решили переселиться в другие места? В первую очередь, это конечно, поиск новых земель и воды – ключ в деревне был один. Поэтому они и облюбовали местность возле Ляльшура, где было около 40 родников. Сейчас у нас деревня делится на Вылыгурт (верхнюю), а также Улынгурт (нижнюю), где сохранилось около 10 родников.

DSC03517

Первый на деревне

12 октября 1887 года в Ляльшуре открылась земская школа. Её основателем и первым учителем стал 36-летний Г. Е. Верещагин. В те времена здание школы было двухэтажным. На верхнем этаже жил Григорий Егорович с семьёй, там же находился и его рабочий кабинет. А на нижнем располагались четыре учебных класса, в них ежегодно обучались чтению, письму, счету по 30–40 сельских ребятишек. Несмотря на существовавший в стране запрет вести обучение на национальных языках, Верещагин преподавал исключительно на удмуртском. Интересно, что во время занятий двери в классах всегда оставались открытыми, поскольку учителю так было легче контролировать учеников за самостоятельной работой. По словам С. В. Малининой, за восемь лет работы в школе Верещагин обучил 200 мальчиков и 202 девочки.

В 1912 году для школы было построено новое здание, а прежнее купила с аукциона семья

Иннакея Дмитриевича Дмитриева-Кельды – известного писателя, учёного, который родился в Ляльшуре в 1902 году и учился в местной, «верещагинской» школе. Двухэтажное деревянное здание, где начинал свою просветительскую деятельность Верещагин, сохранилось до сих пор. В 2001 году, к 150-летию учёного, на нём была установлена мемориальная доска. Есть в деревне и одноимённая улица. А Ляльшурская средняя общеобразовательная школа старается поддерживать традиции, заложенные Григорием Егоровичем. В её день рождения – 12 октября – лучшим ученикам вручается Верещагинская премия, её удостаиваются и жители, которые вносят вклад в развитие района. Также на базе школы проходят научно-практические конференции с привлечением ученых, учителей муниципальных образований Удмуртии.

DSC03504

Ничто не свято

Черкгурезь, что в переводе с удмуртского означает «церковная гора», – одно из самых святых мест для коренных жителей. Когда-то здесь, на возвышенности, стояла деревянная Николаевская церковь, построенная в 1900 году на средства прихожан. В праздничные дни звон её колоколов разносился на всю округу. Сюда приезжали люди примерно из 15 ближних населённых пунктов. Вдоль высокого забора церкви были коновязи, у которых стояли лошади, запряжённые в тарантасы. Под горой, недалеко от церкви, был родник, который называли «Попошмес» (кстати, он сохранился и по сей день). Люди, приходившие в церковь на праздники, обязательно к нему спускались, бросали в воду золотые и серебряные монеты. Эти деньги никто не собирал, они шли в церковную казну. В 1940 году церковь была закрыта, а её здание разобрали на брёвна. В Ляльшуре до сих пор нет своей святыни. Единственное, что напоминает о ней. – вековые тополя, которые священник привёз из Воткинска и посадил вокруг церкви и школы. А в краеведческом музее школы хранится икона Богоматери, которую отдала в дар правнучка женщины, певшей в церковном хоре.

Что в имени моём?

В Ляльшуре много топонимов, они давно стали частью деревни и, следовательно, могут поведать немало интересного о её истории, веровании и тайнах народа.

Только возле этой деревни есть место, называемое Мунё ватон щик. Почему так? По словам краеведа Евгении Михайловны Куклиной, раньше у удмуртов существовал такой языческий обряд. Если человек заболевал, и ему не помогали народные средства, из одежды больного шили тряпочную куклу – мунё, зарывали её в лесу и верили, что когда она сгниёт, болезнь уйдёт.

Ещё одно интересное место – Ыж вощан щик – было связано с языческими молениями. Если случались засуха или неурожайный год, удмурты приносили здесь в жертву барана или овцу, варили жертвенную кашу в соответствии с национальными традициями, и просили хорошего урожая. В отличие от мест, родники в деревне получали название по именам людей или названиям рода, которые за ним ухаживали, к примеру, здесь до сих пор журчат Кирень ошмес, Бодья ошмес.

DSC03581

Сизый, сизый голубок

Сегодня в деревне Ляльшур проживают и удмурты, и русские. В 2003 году здесь было 409 жителей. И с каждым годом население увеличивается: люди заводят семьи, строят дома, появляются новые улицы. Среди жителей есть и приезжие, но для многих Ляльшур остаётся родиной предков.

– Наша деревня растёт и развивается, у нас много молодёжи, поэтому мы решили провести современное исследование на тему, как мамы укачивают своих детей. И четыре из 15 опрошенных женщин рассказали, что поют на удмуртском языке колыбельную «Чагыр-чагыр дыдыке», что переводится как «сизый, сизый голубок», – продолжает С. В. Малинина.

Это стихотворение Г. Е. Верещагин, который немало времени посвящал фольклористике, записал со слов женщины-удмуртки. Оно включено в этнографический очерк «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» под видом народной колыбельной песни, признано в наше время первым оригинальным печатным художественным произведением на удмуртском языке.

дер. Ляльшур Шарканского района

101 км от Ижевска

2 ч 10 мин на автобусе

1,5 часа на машине