Азбука жизни
|Немногие сёла могут гордиться такой историей, как Карсовай, – именно здесь появилась удмуртская азбука. Случилось это в 1867 году, 150 лет назад, благодаря священнику Николаю Николаевичу Блинову.
От «А» до «Я»
В 1861 году Блинов после окончания Вятской духовной семинарии поехал служить в село Карсовай Глазовского уезда. В то время лишь он один в селе умел читать и писать по-русски. Поэтому священнослужитель взялся за обучение местных жителей грамоте. Но возникла сложность: в ходу были только церковные книги, причём на старославянском языке. Пришлось Блинову создавать азбуку для обучения удмуртов по прогрессивному тогда методу русского педагога Ушинского – «Лыдзон». Сделал Блинов и первый в истории перевод стихотворения А. С. Пушкина на удмуртский язык.
Кроме того, Николай Николаевич досконально описал этнографические и демографические особенности жителей села в серии статей. За многочисленные труды священник даже был удостоен бронзовой медали Императорского русского географического общества.
В этом году в Карсовае широко отмечали 150-летие создания удмуртской азбуки: открыли экспозицию редких рукописных изданий, некоторые из них были представлены в деревянном или кожаном переплёте, закрывались на замочки или вкладывались в сумочки. Такие старообрядческие шедевры, по слухам аж XVII века, нельзя не то чтобы в чужие руки отдавать, ими и пользоваться можно только наедине, вдалеке от любопытствующих глаз. Сейчас эти редкие книги вернулись домой, в частные коллекции – то ли условий для их хранения в карсовайском музее нет, то ли владельцам шедевров жалко с ними расставаться.
Откуда пошло село наше?
Село Карсовай относительно молодое. По сведениям Блинова, река Карсовайка была «пограничной чертой» между русско-пермяцкими и удмуртскими поселениями, появившимися здесь относительно поздно – лишь в конце XVII века. Селились люди небольшими починками, которые строились для каждого выросшего в семье сына. Например, починок Усть-Карсовайский в народе прозвали Киршатами, так как в нём жили сыновья Кирши, или Кирилла Тебенькова, основавшего починок примерно в 1780 году. Позже появились другие починки – Никишата, Афонята…
В 40-е годы XIX века, когда была построена деревянная Сретенская церковь, починки объединили в село Карсовайское, ставшее волостным центром.
Приход был открыт 2 сентября 1841 года, три года спустя на средства прихожан была построена и освящена в честь Сретения Господня деревянная церковь с одним престолом, через 30 лет сооружена вторая деревянная церковь. А в 1934 году Сретенскую церковь закрыли на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома, здание передали под кинотеатр. Сейчас о существовании этого храма напоминают разве что сохранившиеся черно-белые фото.
Насыщенная карсовайская жизнь
Многие архивные источники свидетельствуют, что жизнь в Карсовае кипела и в дореволюционные годы, и в советские. Например, в сентябре 1934 года здесь появились первые 25 тракторов. Для того чтобы их пригнать в Карсовай, целая группа механизаторов, кузнецов и трактористов отправилась пешком в Глазов. В течение десяти дней они их собирали, а уж когда приехали в родное село, все жители сбежались встречать героев. Желающих катали на тракторной тележке по улицам.
Село жило вместе со страной и республикой, поэтому и радости, и горести были одни на всех. Немые свидетели огненных лет – два карсовайских памятника (один посвящён героям Гражданской войны, второй – Великой Отечественной).
В канун нового 1994 года в Карсовае было построено кирпичное здание сельского совета (оно до сих пор стоит на том же месте). 24 декабря в нём состоялось новоселье – районный семинар председателей исполкомов.
На юбилейных торжествах удмуртской азбуки в Карсовае презентовали новый турмаршрут «Карсовай – село старинное». Здесь уверены: карсовайцам есть что показать и рассказать своим гостям. Есть в Карсовае музей, центр ремесел (в нём можно пройти мастер-класс по обучению ремеслу). Кроме того, карсовайская территория славится чистейшим родником – ключей в округе много, но такой экологически чистый один. И ещё: именно в Карсовае находится самая высокая точка Удмуртии – 334 метра над уровнем моря!
Из статей Н. Н. Блинова можно узнать, что сельскохозяйственные работы в Карсовае чередовались таким образом.
С 8 января до марта шла молотьба хлеба, рубка дров.
Вторая половина марта уходила на прядение, приготовление тёса и брёвен.
В конце марта, в апреле поправляли сохи, бороны.
С Георгиева дня (23 апреля) начиналась весенняя пахота под яровые.
28 апреля – весенний сев.
С 18 мая в течение целой недели осматривали и исправляли полевые изгороди, белили холсты.
25 мая делали посадки в огороде, сеяли лён.
Недели за три до Петрова дня пахали пар.
До 29 июня очищали поля для покоса и пашен.
До Петрова дня сдирали бересту, ивовую кору, липу. Почти неделя после Петрова дня уходила на празднование.
До 20 июля все принимались за кошение.
В конце июля пахали полосы, на которых в последующий год будет посеяна пшеница.
В начале августа в одно время начинали жать и сеять рожь.
В начале сентября до 10 числа убирался с полей весь хлеб, вывозился навоз, поправлялись амбары.
В начале зимы молотили хлеб.
В ноябре ехали в Глазов продавать свой хлеб.
С 20 декабря по 6 января бывали «страшные вечера», когда ничего не делали и даже не плели лапти, многие пировали.
Праздников бывало десять в году: русские варили пиво, удмурты – кумышку, пермяки – брагу.