ТАТЬЯНА НАГАЕВА: «МОЛОКО ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕШЕВЛЕ ПРИ ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ»

Татьяна Нагаева,
директор Института молока:
— Чтобы оставаться максимально конкурентными на рынке, первое, на что должно опираться хозяйство, — это на то, что надо делать сыропригодное молоко. Потому что «сырники» — это тот контингент потребителей, который покупает по самой высокой цене. Они капризные, им надо, чтобы молоко было с минимальным количеством соматических клеток, чтобы как можно больше было жира и белка. Поэтому для них качество продукции первостепенно. Качество — это то, что победит достаточно нерадивые хозяйства. А цена — в приоритете, потому что за счёт цены ты можешь развиваться, можешь активно выстроить свою дальнейшую линию.

Мы делаем большой упор на то, как снизить себестоимость, потому что есть же несколько путей: повысить цену или снизить себестоимость. Мы понимаем, что повысить цену мы можем только качеством. А снизить себестоимость — только правильным и грамотным отношением к выстраиванию своей работы. Основное, на что идет упор, – это, конечно, кормопроизводство, кормозаготовка. Это главный приоритет, то, на что надо делать ставку. Потому что чем лучше ты заготовишь собственные корма, тем дешевле будет кормодень у твоей коровы, тем она тебе будет дешевле обходиться.

И заготовить корма — это значит их не просто вырастить, но и сохранить. Потому что те хозяйства, которые настроили своё производство на минимальный отход, на высокое качество, на то, что агроном не ждёт, пока у него вырастет трава до пояса, а будет убирать её вовремя, — эти хозяйства побеждают. Себестоимость по уборке, по затратной части у них будет такая же, но за счёт того, что они сохранят корма как можно лучшего качества, за счет того, что у них не будет отхода, как в стандартных хозяйствах, по 10- 12%, иногда 15%, — конечно, их корма будут дешевле. Дешевле корма – соответственно, дешевле молоко.

Второй момент, на что надо опираться, — это, конечно, люди. Кадровый голод — это означает не только то, что не хотят идти в село. Важно, почему не хотят идти в село? Молодёжь сейчас можно привлечь не только зарплатой, это не главный приоритет. Молодёжь ставит во главу угла бытовые ценности — то есть это жильё, которое необходимо строить, это создание хороших человеческих условий работы на ферме. Это хорошие стиральные машины, хорошие туалеты, хорошая оснащённость фермы. Не надо набирать большое количество людей, нужна автоматизация, которая будет заменять человеческий труд, будет заменять достаточно дорогостоящие ресурсы людские ресурсы. Это главные помощники, которые помогают следить, что происходит на ферме, помогают вовремя успеть принять управленческое решение, вовремя скоординировать движение всей группы. Климат-контроль, правильная раздача кормов, быстрая уборка навоза — совокупность этих факторов позволяет удешевить молоко. Таким образом, главный путь — молоко должно быть дешевле, но при этом его качество должно быть выше относительно сегодняшних наших критериев.