Сергей Шумков: «Чем меньше предприятие, тем выгоднее вкладывать в туризм»

Сергей Павлович Шумков, глава КФХ «Вятские сады»:

— По своему опыту могу сказать, что интерес к турам по сёлам, агротуризму очень большой. К нам звонки идут постоянно, желающие отдохнуть на природе активно бронируют места отдыха. И это не только жители Удмуртии, но и многих других регионов страны.

Надо сказать, людям интересны как «сельские путешествия» в целом, так и отдельное направление – агротуризм (и коммерческий, и некоммерческий).

Первый вариант работает по такому принципу: человек платит за то, чтобы снять домик, покушать натуральные продукты, погладить барашка, покосить траву и пр. Второй – это про безденежные отношения между туристом и организатором бизнеса: человек получает жильё и питание в обмен на помощь в сельхозработах. Оба вида востребованы равнозначно, примерно 50% на 50%.

Интересно, что те, кто не разбирается в некоммерческом агротуризме, с сарказмом говорят: вы что, баре, чтобы на вас работать за еду? Они не понимают, что самому человеку это удобно и выгодно. Жильё, вкусная, свежая еда – бесплатные, не говоря уже об остальном. Работая неполный день, получая всё необходимое, он имеет условную выгоду в 40–45 тысяч рублей.

Считаю, у некоммерческого агротуризма – особое будущее. Люди прочувствуют его на вкус и будут выбирать именно этот довольно необычный вариант «общения с селом». Кстати, за рубежом он уже давно не в диковинку. Человек там следующим образом планирует свой отпуск: две недели буду работать на сборе оливок, неделю – на сборе апельсинов, несколько дней потружусь в поле. Так он и здоровье своё укрепляет – ест фрукты, овощи, и серьёзно экономит на отдыхе – ни за что же не надо платить. Фермеру-организатору это тоже выгодно – всегда есть сезонные рабочие, которые не просят зарплату, больничные и прочее. Людям интересно всё. Кому-то – поработать на земле, кому-то – покататься на тракторе, увидеть современные технологии, которые применяются в сельском хозяйстве, – роботов-дояров, квадрокоптеры, летающие над полями. Общение с коллегами подтверждает моё мнение: спрос в плане сельского отдыха действительно есть на всё.

А конкуренция между теми, кто предлагает туристам направление агро в Удмуртии, пока не так сильна. Даже с учётом того, что за последнее время стали появляться новые туристические проекты. Нужно, как минимум, несколько десятков туркомплексов в республике, чтобы покрыть спрос. Ниша занята не до конца, поэтому у желающих стартовать в этом направлении есть хорошие возможности.
Агротуризм стоит развивать небольшим хозяйствам. Для крупных это больше имидж и реклама. Чем меньше предприятие, тем выгоднее вкладывать в турдело.