О нарядах, за которые голову можно отсечь
|Гости, приехавшие на обучение в СПК «Заря» Можгинского района, посетили Студию удмуртского платья «Катар» в доме культуры деревни Кватчи.
Министр сельского хозяйства УР Ольга Абрамова примерила удмуртский наряд. А руководитель студии Валентина Березкина рассказала о его значении в давние времена.
Раньше это был не просто наряд, а по одежде узнавали о девушке многое – замужем или нет, сколько детей, из какой она семьи, а также наряд оберегал от сглаза и порчи. Например, кисточки на лбу означали, что девушка не замужем и желает найти себе спутника жизни. А специальная повязка из монет – йыркерттэт свидетельствовала, что женщина замужем, кроме того, монеты охраняли женщину. Дома эту повязку женщина снимала и надевала обычный платок, сверху ещё один. В старину говорили, что голова – это космос, и всегда старались её защищать.
Монисто служило не только украшением, своим звоном и бренчанием оно пугало злых духов. Руководитель студии Валентина Березкина рассказала, откуда пошел обычай носить монисто: «Говорят, монисто возникло тогда, когда удмуртов насильно присоединяли к России. Удмурты прокалывали монеты и шили монисто, дабы показать, что они — не рабы российского государства и непосильны чужим властям».
Также гости узнали об уникальных экземплярах и предметах старины. В сундучке вместе с нарядами удмуртской женщины нашлось и место детской одежде. Удивительное крохотное платьишко грудничка начала 20 века. Оно сшито не из новой ткани, а из вещей тех родственников, энергию которых хотели передать детям. «Это могло быть платье от бабушки или тетушки, которая была работящей, талантливой, рукодельницей. Таким образом, удмурты хотели передать энергетику лучших родственников своим детям», — поведала Валентина Анатольевна.
Но самым ценным экземпляром в Студии является уникальный свадебный наряд. Интересен он историей, которую поведала Валентина Березкина: «Девушка полюбила парня из очень богатой семьи. Её любовь не осталась безответной – молодые хотели пожениться. И отец не постеснялся своей бедноты, продал корову. В это непростое послереволюционное время – в 1927 году – он накопил 50 рублей и купил дочери шикарный свадебный наряд. Если перевести деньги на наши – это около 100 тыс. рублей. После свадьбы молодожены жили счастливо. Если же возникала ссора между ними, свекор говорил своему сыну: «Ты давай не ругайся, у нас невеста в таком богатом наряде. Где нам такую еще найти? Не зря такой наряд получил название «йырдун» – что означает «голову можно отсечь за это платье».