Органические отходы пролицензируют

органические отходы

ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»,  вступающий в силу с 1 июля 2016 года, вводит новую систему лицензирования видов деятельности с отходами 1–4 класса опасности. Новшество напрямую касается и сельхозпредприятий.


С 1 июля 2016 года сельхозпредприятия не имеют права осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение органических отходов животноводства без соответствующей лицензии. Напомним, навоз отнесён к отходам 4 класса опасности. Для нарушителей преду-смотрены серьёзные штрафные санкции: от 10 до
30 тыс. руб. на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. руб. – на юрлицо. С первого дня действия нового закона прокуратура может посылать запросы в надзорные органы – Минприроды УР, Управление Росприроднадзора по УР, и при отсутствии лицензии у контролируемых организаций направлять туда проверки.
Для своевременного получения лицензии Минсельхоз республики представил пошаговый алгоритм действий. В первую очередь сотрудники, чья деятельность связана с обращением с опасными отходами, должны пройти обязательную профессиональную подготовку на право работы с отходами 1–4 класса опасности и иметь подтверждённые свидетельства (сертификаты). Это непосредственно сами руководители хозяйств, в ответственность которых будет входить обеспечение экологической безопасности при работах в данной области, и рабочие общехозяйственных систем (водители).  Обучающая программа для руководителей составляет около 72 часов, для водителей – 118 часов, стоимость обучения одного человека – до 5 тыс. рублей. Данные курсы в Удмуртии проводят учебные заведения «Ижица», «Специалист» и филиал ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений).
После прохождения обучения на предприятии издаётся внутренний приказ с указанием ответственных лиц за данный вид деятельности, который прилагается к общему перечню документов, направляемых в лицензирующий орган – Управление Росприроднадзора по УР. Следующая за ним проверка проводится в два этапа, первый – это документальный, второй – выезд специалистов управления в хозяйства. Вся процедура длится 30 рабочих дней. При отсутствии недочётов и нареканий предприятию выписываются два свидетельства – санитарно-эпидемиологическое заключение и экспертное заключение по проверкам. На основе этих документов выдаётся лицензия, рассмотрение здесь также составляет 30 дней, госпошлина  – 7,5  тыс. рублей.
Олег Павлович Овчинников, начальник отдела животноводства и племенного дела министерства:
– Лицензия – это лишь первый необходимый шаг, надо понимать, что при дальнейшей работе полученные биологические отходы необходимо обезвреживать или утилизировать. Первое направление требует строительства специализированных площадок или приобретения специальных установок для уменьшения массы отходов, изменения их состава, химических и физических свойств в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду. Вариант не самый выгодный – строительство подобного объекта обошлось одному из отраслевых предприятий
в 500 млн рублей. Поэтому нужно рассматривать утилизацию, она предполагает перевод отходов в более высший, неопасный класс и их использование в качестве сырья для производства органических удобрений, подстилки для коров. Но и здесь надо оговориться: применение подобных современных методик требует разработки технического регламента.
Алексей Семёнович Яковлев, председатель СПК  «Пригородный» Глазовского района:
– Я не понимаю, для чего навоз приравняли к отраве. Считаю, что новый закон – однозначно чьё-то лобби, так как для селян он сопряжён с огромными расходами. Во-первых, это обучение – у нас на двух дворах работают шесть механизаторов, а также водители, руководящий состав. Когда я проходил курсы, нам говорили: поставьте для отходов склад с крышей, стенами, бетонным полом. Вы представляете, помещение какой площади необходимо для того, чтобы разместить в нём навоз массой 100 тыс. тонн? А один биогенератор для утилизации отходов стоит около 10 млн руб., нашему хозяйству нужны восемь таких  – по одному в каждый двор. Это сколько же нужно затратить на их приобретение? Просто нереальные суммы! Поэтому считаю, что навоз как вывозили на поле, так и будут продолжать это делать. А контролирующие органы с введением лицензирования получат только дополнительные полномочия для проверок, штрафов. И если крупные хозяйства ещё год-два в таких условиях выживут, то малые сразу же «пропадут»: 100–200 тыс. руб. штрафа для них неподъёмная сумма.

Добавить комментарий