Александр Чулок: «Именно инновации помогают увереннее смотреть в будущее»

Александр Александрович Чулок,

директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

– Уже мало кто верит, что мы вернёмся к тому, что было, и почти все учитывают в своих целях специфику сегодняшнего дня. Именно инновации, причём как технологические, так и организационные, помогают увереннее смотреть в будущее, я бы сказал, это щит, закрывающий от неопределённости.

У организаций по-прежнему остаётся потребность в дешёвых кредитах, льготном кредитовании. Эти потребности быстро не закрыть. И здесь, я думаю, мы будем наблюдать сильные транс[1]формации в следующем году, особенно связанные со слияниями компаний, поглощениями. Экономика перестраивается, и АПК не стоит в стороне.

У экономистов нет единого мнения, по какому пути пойдут эти процессы, как они коснутся крупных агрохолдингов, малых форм хозяйствования. Но вполне возможно, что появятся компании-единороги – стартапы, вырастающие на базе новых технологий. Возможно вообще, что в сектор АПК придут техногиганты, такие как Яндекс, которые общаются с конечным потребителем, знают все его потребности. Мы понимаем, что, если компания общается с конечным потребителем, там концентрируется добавленная стоимость. Я не удивлюсь, если Яндекс выстроит вертикально интегрированный холдинг с агросоставляющей.

У сельского хозяйства вообще меняются роли, точнее, дополняются. Сегодня мы видим, как активно развивается функциональное питание, сегмент суперпродуктов, супереды. Люди в пандемию стали больше заботиться о здоровье, обращать внимания на схемы питания, управлять ими, и это глобальный тренд. Для АПК это вызов, но не в отрицательном понимании – он может стать для агробизнеса новыми возможностями. Но для этого компаниям надо правильно себя спозиционировать, лучше понимать спрос, уметь с ним работать, знать, как сегментировать потребителя. И правильно проводить маркетинг – не как функцию продажи, а как гораздо более широкую миссию. Во всём мире обсуждается «Маркетинг 5.0» – продвинутые подходы нового поколения. А у нас пока действует маркетинг прошлого века – «Иди и продай».