Кого мы поддерживаем «молочными» субсидиями?

На прошлой неделе прошло совещание членов Ассоциации сельхозпроизводителей Удмуртии. В ходе осуждения аграрии выразили несогласие с новыми правилами Программы субсидирования молочного животноводства.

Были приведены конкретные примеры неравномерного распределения «молочных» субсидий. Так, в одном из районов КФХ, которое производит 315 т молока в год, получит более 2,6 млн руб. субсидий, а СПК с объемом производства 1942 т – всего 1,6 миллионов. «Каких производителей мы сегодня поддерживаем и на кого делаем ставку?» – задались вопросом участники совещания.

Елена Михайловна Чиркова,

Председатель Ассоциации сельхозпроизводителей Удмуртии, генеральный директор ООО «Зуринский Агрокомплекс»:

– Кто вносит больший вклад в сельхозпроизводство республики – КФХ или СПК? Ответ однозначен, так почему поддерживают тех, кто производит меньше? Если бы данному КФХ считали субсидии по старым правилам, то оно получило бы поддержку в размере 340 тыс. рублей. Сейчас выходит, что основные получатели господдержки – это крупные предприятия (5-6 хозяйств республики) и мелкие производители. Новая программа субсидирования нарушает основное правило равенства доступности сельхозпроизводителей к средствам господдержки, поэтому мы не согласны с Минсельхозом УР и считаем, что предыдущая программа субсидирования является более правильной и справедливой.

За разъяснениями мы обратилась в Минсельхоз Удмуртии.

Ольга Абрамова,

министр сельского хозяйства и продовольствия УР:

— Действительно, мы постепенно уходим от практики равномерного распределения субсидий, и это не каприз, это требование времени. Необходимо, чтобы каждый вложенный рубль государства приносил максимум результата, эта работа должна быть эффективна. Поэтому Минсельхоз готов поддерживать тех, кто работает над тем, чтобы «расти». При этом с уважением относимся к любой форме хозяйствования и понимаем, что шанс «вырасти» имеет как крестьянско-фермерское хозяйство, так и среднее и крупное предприятие. Но кто-то использует эти возможности, а кто-то — в недостаточном количестве.

В этом году мы изменили подход к предоставлению субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Проект Постановления был размещен на ОРВ в декабре 2018 года. Было много споров и замечаний по нему, так как в Постановление были внесены коэффициенты в зависимости от молочной продуктивности. И разница «молочных» субсидий стала существенной между теми, кто производит молоко с низкой продуктивностью и теми, у кого высокая продуктивность.

Минимальный коэффициент к базовой ставке (68 коп./кг) составляет 0,5, максимальный — 1,8. То есть у хозяйств есть возможность работать над собой, развиваться и претендовать на больший объем господдержки. Более того, в этом году предусмотрены «молочные» субсидии и на прирост,  базовая ставка составляет 85 коп./кг. Здесь также предусмотрен стимулирующий механизм — максимально возможная ставка субсидии составляет 1,53 руб./кг. Хозяйства, добившиеся в прошлом году прибавки в валовых надоях, безусловно, получат господдержку больше, чем в предыдущем году. Напомню, средняя ставка субсидии в 2018 году составляла 1,20 руб. при базовой 68 коп.

Мы считаем эту позицию справедливой, отвечающей основным принципам, которые заложены в Государственной программе развития сельского хозяйства. В ней прописаны чёткие показатели: прирост производства молока, при этом правилами Российской Федерации предусмотрен фактический прирост продуктивности. То есть чем выше продуктивность, тем выше ставка. При этом мы стимулируем сельхозпроизводителей не просто производить молоко, обеспечивая валовой объем, а производить товарное молоко. В перспективе в критерии получения субсидий будет внесена и сортность сырья. Мы не можем позволить себе производить молоко 1 и 2 сорта, теряя на этом часть маржи.

Ни о каком нарушении принципа равенства доступности сельхозтоваропроизводителей к средствам господдержки речь не идет.