Дауншифтинг по-удмуртски: побег из города

Журналист Мария Родионова делится своими впечатлениями о жизни в деревне.

— Дауншифтинг – это не ругательство, а социальное явление, предполагающее отказ от достижения целей, навязываемых современным обществом (карьера, богатство, социальный статус) и погони за материальными ценностями. Это своего рода «жизнь для себя»: в приоритет дауншифтеры, осознавая иллюзорность навязываемых социумом ценностей, ставят самопознание, хобби, общение с близкими и т.д., приносящие настоящее удовлетворение  от жизни.  

По мнению дауншифтеров, материальные ценности не стоят траты такого количества времени, сил и нервов, которое требуется для выживания в современном обществе. Поэтому эти люди осознанно отказываются от участия в этих «крысиных бегах», приобретая возможность жить так, как они хотят, пусть и с минимальным уровнем дохода. Это явление, кстати, можно рассматривать не только в личностном, но в социальном аспекте: дауншифтеры отвергают необходимость достижения нынешней лучшей жизни за счёт будущих поколений (а деятельность человека сегодня приводит к ухудшению экологии, истощению природных ресурсов и т. д.)
При этом  в разных странах дауншифтинг имеет свою специфику: где-то он тесно связан с экологическим движением и с деревенской жизнью, где-то просто с отказом женщин от карьеры ради воспитания детей. Кстати, при этом в России дауншифтеров не так много, как, например, в Австралии, США или Европе. Этот факт объясним тем, что россияне ещё в большинстве своём не успели пресытиться материальными благами.
Дауншифтинг в мире начал распространяться в 90-е годы, однако известно, что подобных взглядов придерживались хиппи, которые появились значительно раньше – в середине 20 века. Между тем, история знает много «дауншифтеров», которые так ещё не назывались, однако жили по своим собственным ценностям, отказываясь от карьеры и социального  статуса: например, французский художник Гоген, который испытывал тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», и жаждал «слиться с природой», уехал на Таити, оставив карьеру. Если углубиться ещё дальше в историю, можно вспомнить римского императора Диоклетиана – он отказался от власти, удалился в своё поместье и занялся там выращиванием капусты. На попытку коллег убедить его возвратиться к власти, бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил, то не стали бы приставать к нему со своими предложениями. Классический пример в этом ряду – Будда Гаутама, отказавшийся от царствования и посвятивший время поиску себя.
Однако некоторые под маской дауншифтинга по сути просто пытаются убежать от чего-то (может, себя и от своих нерешённых проблем?), и, не понимая, к чему они на самом деле стремятся, меняют уклад жизни, но взамен получают лишь трудности, к которым оказываются не готовы. Например, некоторые горожане бегут в деревню, которую представляют себе идиллически, но всё это разбивается там о суровый быт.
Я отправилась на собственной шкуре испробовать реалии жизни в удмуртской деревне, и в какой-то степени примерила на себя роль дауншифтера. Мне отчасти хотелось, в первую очередь для самой себя, развеять мифы о том, что жизнь в деревне может быть для горожан хоть сколько-нибудь притягательной… Но кто же знал, что меня этот образ жизни так затянет и настолько совпадёт с моим мироощущением, что возвращаться к образу жизни богемного городского жителя практически не захочется?

Но обо всём по порядку.

Продолжение следует.