Цифры поддержки

Варламов

В середине декабря депутаты Госсовета УР утвердили основной финансовый документ республики на 2017 год. О том, какая поддержка предусмотрена селу в расходной части регионального бюджета, мы беседуем с председателем постоянной комиссии Госсовета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Владимиром Сергеевичем Варламовым.

Владимир Сергеевич, как будет поддерживать республика АПК в 2017 году? Насколько тяжело шла защита интересов тружеников села при принятии бюджета?

– Сельское хозяйство для Удмуртии остаётся приоритетной отраслью экономики – государственная поддержка будет сохранена в полном объёме. По ведомственному распределению Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР бюджетные ассигнования на 2017 год с учётом федерального бюджета запланированы в объёме 2 млрд 197 млн 482 тыс. рублей. Что соответствует уровню плана закона о бюджете 2016 года – 2 млрд 253 млн 404 тыс. рублей.

На заседании постоянной комиссии мы тщательно обсудили представленный проект бюджета, депутаты предложили внести поправки по поддержке агропромышленного комплекса, на мероприятия охраны окружающей среды, ветеринарии. Так, единодушно было поддержано предложение добавить средства на реализацию мероприятий по достижению производства 1 миллиона тонн молока 130,3 млн рублей. Также было предложено добавить на эту статью расходов ещё 96 млн за счёт перераспределения средств, предусмотренных на субсидирование 1 кг реализованного молока. В первоначальном варианте проекта бюджета на эти цели планировалось всего 7 млн рублей. В то же время 35 млн, предусмотренные на возмещение части затрат на приобретение комбикормов, депутаты предложили перенести на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления.

Приступив к рассмотрению проекта бюджета по Главному управлению ветеринарии, основная дискуссия развернулась вокруг вопроса увеличения финансирования на приведение в соответствие с ветеринарными и санитарными правилами скотомогильников и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы. А также мероприятий, связанных с профилактикой и ликвидацией бешенства, предотвращением заноса и распространения вируса АЧС на территории Удмуртской Республики. Депутаты комиссии поддержали общую сумму поправок по ведомству в размере 31,6 млн рублей.

На совместном совещании главы Удмуртской Республики с членами президиума Госсовета и президиума правительства УР данные поправки по нашему блоку были одобрены.

Ну и, конечно, нужно учитывать то, что в течение года бюджет республики не единожды претерпит изменения, как это было в 2016 году – поправки в закон о бюджете УР вносились семь раз. И касались они в том числе увеличения ассигнований сельскому хозяйству.

Давайте подытожим, какие изменения ожидаются в разрезе направлений господдержки?

– По основным направлениям они останутся на уровне 2016 года, значительное увеличение предусмотрено по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» – на 33,3 млн рублей. В 2016 году по нему было предусмотрено всего 12,7 миллиона. Мы солидарны с Министерством сельского хозяйства: данный вид поддержки серьёзно себя зарекомендовал. Новые направления сегодня определены федеральным министерством, где предусмотрено значительное финансирование.

Это поддержка малых форм хозяйствования (грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально- технической базы), грантовая поддержка местных инициатив и проведение конкурса «Трезвое село». В региональном бюджете мы предусмотрели софинансирование – в 2017 году регион впервые включится в реализацию этих мероприятий.

О развитии системы сельской кооперации в отрасли говорится много. Какие средства российского бюджета планируется привлечь для развития этого движения в республике?

– Предполагается, что общая сумма грантовой поддержки предприятиям Удмуртии – участникам сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе составит 75 млн рублей. В том числе 70 млн будут получены из федерального бюджета и 5 млн – из бюджета Удмуртской Республики. Максимальный размер гранта на развитие материально-технической базы на один кооператив составит не более 12 млн руб. и не более 60% затрат.

Субъекты участвуют в данной программе с 2015 года, и за это время в них созданы лучшие региональные практики развития сельскохозяйственной кооперации. Гранты получили 238 кооперативов, в регионы направлено в общей сложности 1,3 млрд рублей. Системное развитие данного отраслевого института Минсельхоз России признаёт стратегической задачей на ближайшие годы. В 2017–2020 годах планируется увеличить сумму на поддержку сельхозкооперативов до 1,5 млрд руб. ежегодно. Для сравнения: в 2016 году из федерального бюджета были выделены средства в объёме 900 млн рублей.

Развивать это направление важно и потому, что оно поможет вывести отрасль на новый уровень, укрепит село и будет способствовать повышению доходности мелких и средних товаропроизводителей. Найдут решение вопросы занятости, развития личных подсобных хозяйств, повышения уровня жизни в сельской местности.

С 1 января 2017 года в отрасли вводятся единые субсидии. На какой объём господдержки из федерального бюджета могут рассчитывать наши сельхозпредприятия? Изменится ли порядок распределения и доведения федеральных субсидий до получателей?

– В проекте постановления правительства Российской Федерации субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК предварительно уже распределены. В Удмуртию будет направлено 405,2 млн рублей.

В консолидированную поддержку включены несколько направлений. Это краткосрочное кредитование, предусматривающее возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства и животноводства. Это агрострахование – возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельхозстрахования в области растениеводства и животноводства. А также экономически значимые региональные программы, в нашем случае это РЦП «Развитие льняного комплекса УР», и малые формы хозяйствования. По данной статье субсидии будут выделяться на поддержку начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

Надо сразу оговориться – новый механизм господдержки сельского хозяйства никоим образом не отразится на сельхозпредприятиях. В правилах выделения и распределения субсидий принципиально нового ничего не появится. Консолидация средств в первую очередь направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых показателей региональных программ развития АПК. А для этого местные власти наделяют самостоятельностью – в рамках каждого направления регион теперь сможет на своё усмотрение перераспределять субсидии без согласования с федеральным центром. Ведь до сегодняшнего дня перераспределению денег с одного направления на другое предшествовала долгая бюрократическая процедура, вплоть до изменений в федеральный бюджет. И с этим, к слову, было связано и неосвоение в полном объёме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Теперь их возвращать не придётся.

Владимир Сергеевич, а каковы перспективы кредитования предприятий АПК?

– С ним связано ещё одно нововведение, которое ждёт сельхозтоваропроизводителей с 1 января  2017 года, –  вводится новый механизм льготного кредитования с процентной ставкой 5%. Что позволит сократить расходы аграриев на обслуживание кредитов почти в два раза, а заёмные средства для них будут более доступными. Ускорится процесс модернизации сельского хозяйства, увеличатся темпы роста производимой продукции, а также повысится конкурентоспособность организаций АПК.

есть мнение

Чиркова_новаяЕлена Михайловна ЧИРКОВА, генеральный директор ООО «Зуринский Агрокомплекс» Игринского района, депутат Госсовета УР:

– Федеральный центр диктует регионам определённые условия реализации бюджетной политики. И прежде всего это социальная направленность бюджета. Но, к сожалению, сектора реальной экономики получают поддержку не в том объёме, в каком хотелось бы. Это относится и к сельскому хозяйству – в бюджете УР на село в 2017 году заложены средства в сумме 1,3 млрд рублей. Между тем в республике действуют хорошие отраслевые программы, которые надо достойно поддержать. В частности, по моему глубокому убеждению, реализация  мероприятий по строительству новых молочных комплексов в рамках программы «1 миллион тонн молока» требует финансирования в объёме не менее 1 млрд рублей. Сельхозпредприятия активно строятся, несут большие затраты. Не стоит забывать и то, что программа является драйвером роста для строительной отрасли, которая переживает не лучшие времена. Ещё одна эффективная мера государственной поддержки производителей – возмещение части затрат на 1 кг реализованного молока. В будущем году на эту статью предусмотрено выделить 250 млн  руб., а реальная потребность намного выше – около 740 миллионов. Мы активно поддерживаем связи с коллегами из регионов, и порой бывает завидно, когда слышишь, что они получают из местных бюджетов молочные субсидии по 2, 3 и даже 5 руб. за 1 кг реализованного товарного молока. В своё время нам давали 1 руб., хорошо сегодня хотя бы придерживаться этой цифры.