Даёшь молодежь
|Хозяйства с каждым годом всё больнее ощущают нехватку рабочих рук. Что мешает аграрному образованию стать тем локомотивом, который способен вытащить отрасль из затяжного кадрового кризиса?
Как привлечь молодых ребят, где найти квалифицированных специалистов среднего звена и рабочие кадры – эти вопросы на повестке дня практически у каждого председателя. Сегодня не только в северных, но и южных районах остро не хватает агрономов, зоотехников, ветеринаров, механизаторов, доярок. «Если в 2003 году в сельском хозяйстве района трудились 4 150 человек, то на 1 января 2017-го – всего 1 790, – рассказывает глава Алнашского района Алексей Викторович Семёнов. – За эти годы в район пришло 147 молодых специалистов, более половины из них – выпускники Ижевской сельхозакадемии. Но сегодня из них осталось работать только 50 человек. В целом сотрудников в возрасте до 30 лет у нас всего 8% от общего количества работающих, пенсионеров – 16%. Перед хозяйствами всё более остро встаёт вопрос дефицита квалифицированных специалистов и рабочих».
Забудь обо всём, чему тебя учили
Приток новых кадров из числа «серых воротничков» и квалифицированных рабочих в отрасль обеспечивают образовательные учреждения среднего профессионального образования. После проведённой в 2013 году реформы ПТУ были упразднены, их функции взяли на себя техникумы и колледжи, профессионально-технические лицеи, многопрофильные учебные центры. Они были переданы на баланс регионов, по сути, оказались максимально приближенными к региональным рынкам труда. Но, к сожалению, никаких дивидендов для сельского хозяйства республики эти преобразования не принесли. В данный момент группы по специальностям сельскохозяйственного профиля есть в 14 учебных заведениях. За последние четыре года, по данным Министерства образования и науки, из их стен вышли 1 803 выпускника. Однако потребность сельхозпредприятий в кадрах закрывается лишь на 60–70%. Только в 2015 году спрос на кадры рабочих профессий и специалистов среднего звена для села составил 1 132 человека, в 2016-м – 1 252.
Но и это ещё не всё – среди выпускников по-прежнему трудно найти тех, кого не нужно переучивать. Базовое образование у ребят слишком оторвано от реального производства, сетуют руководители. Ведь с теми материально-техническими и методическими ресурсами, которые используют учебные заведения, невозможно научить современным подходам в АПК. Что скрывать, специалисты среднего звена по механизации до сих пор обучаются на базе устаревших тракторов ДТ-75, МТЗ. Машины, которые раньше предназначались только для вспашки земли и перевозки грузов, совершенствуются, становятся высокотехнологичными, многофункциональными и требуют всё более профессионального обращения, в том числе знаний в области электроники. Многие с ностальгией вспоминают дуальную подготовку кадров в интегрированной системе «совхоз-техникум» – она прекрасно зарекомендовала себя в советское время. Сочетание теории и практики гарантировало высокую квалификацию новоиспечённого специалиста.
Не заманишь калачом
Учебные заведения не меньше аграриев обеспокоены нынешним положением с кадрами на сельхозпредприятиях. Но и у них возникла проблема востребованности – из числа вчерашних школьников лишь немногие становятся их студентами. Комплектование групп специальностей АПК идёт непросто. Так, на восемь лет была прекращена подготовка агрономов в Сарапульском политехническом колледже, агрономов и зоотехников по причине отсутствия желающих обучаться этим специальностям несколько лет не выпускал и Асановский аграрно-технический техникум. «Дай бог на новый учебный год набрать группу, ведь в ряде хозяйств северных районов вакансии агронома не могут закрыть годами», – вздыхает директор Сарапульского политехнического колледжа Николай Валентинович Исупов. И стоит это огромных усилий. «Ежегодно с октября по апрель мы занимаемся целенаправленной профориентационной работой среди учеников 9-х классов, – продолжает он. – Ездим по всей республике, за исключением, пожалуй, Глазова и района. Объезжаем и соседние регионы – Башкортостан, Татарстан, Пермский край. Уже знаем, в какой школе как нас примут или и вовсе откажут. У коллег свой профессиональный интерес, им надо формировать старшие классы. С большой открытостью, например, нас встречают в школах Киясовского, Малопургинского, Вавожского, Увинского районов. Встречи со школьниками оставляют не самые радостные впечатления. На недавно проведённой ярмарке на вопрос «кто связывает свои дальнейшие перспективы с селом?» из 80 присутствующих утвердительно ответили только двое. Как только ребята слышат словосочетание «аграрный техникум», интерес в их глазах сразу гаснет».
«Острая проблема дефицита абитуриентов из сельской местности нам также очень хорошо знакома, – вторит директор БПОУ УР «Кизнерский сельскохозяйственный техникум» Владимир Михайлович Чернышев. – Хотя со своей стороны делаем всё возможное, чтобы исправить эту ситуацию – проводим профориентационные встречи во всех школах района, убеждаем школьников получать аграрное образование, рассказываем о положении дел в сельском хозяйстве, о тех передовых технологиях, которые внедряются в хозяйствах республики, о возможных перспективах после окончания техникума. Наконец, беседуем с родителями. Но, к сожалению, все это сизифов труд – утверждение, что сельскохозяйственные специальности низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. В основном молодёжь стремится в город, а это значит, молодые специалисты уже не вернутся на село. Нерадужные перспективы вырисовываются и у нас – сельские СПО стали экономически невыгодны государству. Это в своё время стало одним из веских аргументов ликвидации учреждений начального профобразования».
По мнению экспертов, будет большой ошибкой, если учреждения сельского профобразования повторят судьбу ПТУ. Ведь с их ликвидацией многие селяне потеряли «шаговую» доступность профобразования, как известно, под волну оптимизации попали профессиональные училища, расположенные в Селтах, Каракулино, Камбарке, Можге… «Раньше в с. Грахово действовало СПТУ, где готовили механизаторов. Направляли своих ребят туда и мы, и это хоть как-то позволяло снизить остроту проблемы нехватки механизаторских кадров в хозяйстве, – делится председатель СПК «Родина» Граховского района Сергей Аркадьевич Петров. – А сейчас самое близкое к нам учебное заведение, готовящее трактористов-машинистов, – Кизнерский сельскохозяйственный техникум, сейчас от нас там никто не учится. Обучаются 4–5 ребят с нашей деревни в Асановском аграрно-техническом техникуме, ежегодно берём их на производственную практику. Но нет полной уверенности, что они останутся у нас».
«Ставку надо делать на подготовку кадров из местных ребят и воспитывать из них элиту удмуртского села без отрыва от земли, в специально созданном для этого учебном заведении, – высказывает свою позицию директор МАОУ «Центр образования» с. Шаркан Галина Петровна Титова. – И что бы ни говорили о непопулярности и оторванности от реалий сегодняшнего рынка труда начального профобразования, оно несло роль социального лифта для детей-сирот, детей из малообеспеченных, многодетных или неполных семей. И оно давало возможность любому получить первую профессию. Ведь не у всех есть возможность обучать своих чад в городах. Эту функцию сегодня выполняют учреждения среднего профобразования в сельской местности, и они делают акцент не только на профессиональное обучение, но и личностно-ориентированное воспитание, сохранение лучшего, что есть в сельском менталитете. Это структура социального перемешивания, и это всегда надо обязательно учитывать при реорганизации системы образования».
Восстановить рабочую аристократию
Очевидно и другое – выживут те организации, которые научатся достойно отвечать вызовам современного профобразования. Сегодня новый формат подготовки рабочих кадров диктует WorldSkills, это международное движение, цель которого – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов в мире. В настоящее время в организации и проведении Чемпионатов WorldSkills «Молодые профессионалы» участвуют 72 страны. Кроме того, каждое государство проводит национальные чемпионаты по стандартам WorldSkills, их победители – молодые, талантливые, инициативные, стремящиеся к профессиональным достижениям ребята – затем участвуют на международном уровне в сборной своей страны.
Россия включилась в это движение в 2012 году – внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс российских техникумов признано приоритетным на уровне государства. И одним из критериев оценки качества подготовки кадров служит их участие в национальном чемпионате WorldSkills Russia.
«Наша система проведения чемпионатов похожа на олимпийскую. Состязания проходят в течение четырёх дней в виде яркого шоу. И если на открытие участники выходят с флагами, то на закрытии они уже гордо идут с медалями. На соревнованиях присутствуют представители колледжей и работодатели. Все направлено на то, чтобы люди знали о рабочих профессиях и понимали, что в этом деле можно построить карьеру», – отмечает президент WorldSkills Саймон Бартли. К слову, международная Олимпиада для рабочих рук 2019 года пройдёт в России, это право наша страны выиграла в 2015 году у Франции и Бельгии. Участников примет Казань.
«Молодые профессионалы» шагают по всей стране, Удмуртия тоже ставит задачу популяризации рабочих профессий. Активными участниками этого процесса стали и ряд учебных заведений аграрного профиля. «В 2016 году подписано соглашение между Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia» и Правительством УР. Успешно проведён I региональный чемпионат IV национального чемпионата по 14 компетенциям, в том числе по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», – рассказывает и. о. министра Министерства образования и науки УР Игорь Николаевич Белозёров. – Есть положительный опыт участия региона и в полуфинале национального чемпионата WorldSkills Russia в ПФО – наша сборная заняла призовое второе место по вышеназваннной компетенции. В феврале текущего года в республике прошёл II чемпионат уже по 29 компетенциям, в том числе и по «Эксплуатации сельскохозяйственных машин».
По словам чиновника, главная цель проведения подобных мероприятий в том числе – и профессиональная ориентация молодёжи в возрасте от 12 до 22 лет, корректировка образовательных программ и обновление производственного оборудования организаций профобразования. Так, были предоставлены субсидии на общую сумму 10 млн руб. на приобретение сельхозтехники и оборудования Асановскому техникуму, ранее подобную поддержку получили Ижевский агростроительный техникум (в размере 1 млн руб.), Игринский политехнический техникум (4,5 млн) и Увинский профессиональный колледж (9,5 млн рублей.)
Готовится работать по стандартам WorldSkills и Кизнерский техникум, то есть выпускать профессионалов рабочих специальностей международного уровня. Для этого в ближайшее время полностью будет обновлена столовая, где будущие повара-кондитеры проходят производственную и учебные практики. Участие в региональном отборочном соревновании «Молодые профессионалы» принесло техникуму шестое место среди СПО республики. «Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты, – подытоживает Владимир Михайлович Чернышев. – Чётко обозначены задачи и на среднесрочную перспективу – с учётом чемпионатов WorldSkills
подготовка кадров в техникумах и колледжах к 2020 году должна вестись по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями».
Сельское хозяйство – территория возможностей
ТОП-50 наиболее востребованных на российском рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, был опубликован в 2015 году. Помимо традиционных – сварщик, сантехник, повар-кондитер, автомеханик – в него вошли и новые специальности, это мехатроник, мобильный робототехник, оператор беспилотных летательных средств, техник по композитным материалам и другие. На основе российского ТОП-50 утверждён региональный перечень актуальных и перспективных профессий Удмуртии. В первую десятку списка вошли такие профессии, как автомеханик, ветеринарный фельдшер, воспитатель детей дошкольного возраста, графический дизайнер, животновод, зоотехник, контролёр станочных и слесарных работ, косметолог, мастер общестроительных работ, мастер отделочных строительных и декоративных работ. Как сообщила и. о. министра труда и миграционной политики УР Надежда Николаевна Губская, при формировании регионального ТОП-50 специалисты прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. Среднее профессиональное образование должно стать более соответствующим реалиям и выпускать «в жизнь» специалистов, знания которых действительно востребованы экономикой и обществом. И утверждённый список интересен не только специалистам от образования, но и выпускникам школ и их родителям, чтобы они смотрели на вещи реально и получали (оплачивали) то образование, которое действительно принесёт работу и стабильный доход.
«Важно, что уже заметен первый положительный результат проделанной работы. В последнее время растёт число желающих выбрать профессию тракториста-машиниста и другие родственные специальности, – отмечает директор Ижевского агростроительного техникума Сергей Петрович Цыпленков. – Чемпионаты профессионального мастерства действительно показывают молодым ребятам тот высокий уровень технической и технологической модернизации, которую переживают сельхозпредприятия. У них появляется уверенность, что именно в сельском хозяйстве можно самореализоваться. К сожалению, нерадужная тенденция всё ещё сохраняется по обучению агрономов, зоотехников и ветеринаров. В конце 90-х годов эти специальности стали «не модными» у молодёжи. До сих пор группы набираются с большим трудом, несмотря на то что эти специалисты очень востребованы хозяйствами. Может быть, стоит рассмотреть вопрос ребрендинга данных специальностей? По-другому их именовать, чтобы название не отпугивало ребят?»
Сегодня во главу угла надо ставить вопрос преемственности поколений, профориентации не только детей, но и их родителей. Подростки со школьной скамьи должны осознавать, что по своей значимости труд сельского работника превосходит труд горожанина. Не каждый день мы покупаем холодильник, диван, телевизор. А вот без мяса, молока, яиц и дня не прожить! Это должны остро сознавать современные выпускники школ. Им есть чем гордиться, им предстоит кормить всю страну. А кормилец и в семье, и в стране – самый уважаемый статус!