Загадки сюрсовайской стороны

DSC01354

Хлеба – вот такой высоты… Клубника – вот такой величины… Поля – вот такой ширины…

Умом понимаю, что весь этот гигантизм родом из детства. Но все-таки

объективно есть в этом максимализме и толика здравого смысла: на сюрсовайской стороне природа настолько обильно плодоносит, что и бывалые, и приезжие торят нескончаемые тропинки по здешним заповедным кущам.

Старожилы припоминают случаи посещения местных деревень волками (причем ясным летним днем!). Лоси, замечают гости, в определенных уголках настолько постоянны, что вызывают неподдельный восторг: «Как в зоопарке!» За грибами и ягодами ездят люди из города.

Если вам нужна клубника идите в «отсажину», за черемухой нужно отправиться в маренинские поля (деревни давно нет, а черемуховые деревья ежегодно дают богатый урожай). Белые грибы искали раньше в «скопе», со временем места произрастания этого деликатеса меняют свою прописку. На горе «за мельницей» росли рыжики в неимоверном количестве лес вырубили, и сейчас эти дивные грибочки ищут в другом месте. В лесочках по «веретьям» затерялись подосиновики с сыроежками и подберезовиками. А маслята здесь вообще за грибы не считают…

Искал, искал и нашел

Сюрсовайская сторона не избежала процесса «реформирования» централизации деревни: на территории Сюрсовайского сельсовета Шарканского района перестало существовать до 13 населенных пунктов. Произошло это еще в 1980-е годы. Но об этих деревнях здесь помнят.

Вылавыр, Гущино, Маренино, Сенино, Исько, Бутолино, Богданы, Избушка – эти населенные пункты в окрестностях Сюрсовая прекратили свое существование: жители разъехались, дома разрушились, дороги заросли травой. Как будто и не было их никогда, сейчас никто не скажет, когда они были образованы – этих данных нет в архивах. И на сегодняшний день в состав МО «Сюрсовайское» входит всего три населенных пункта – само село Сюрсовай, а также деревни Сильшур и Бередь.

Интересно, как были образованы их названия. Зачастую населенному пункту давали имя первого жителя. Например, деревня Вылавыр изначально именовалась Лавыр, по прозвищу первого поселенца. В переводе с удмуртского языка Вылавыр звучит как «песчаный холм», хотя песков в тех местах и в помине не было – почвы там глинистые.

Деревня Сенино получила название от имени своего основателя – Сени, Семена. Мужчина набрел на протекающий родник, понравилось ему ровное, открытое солнцу место, и решил обосноваться здесь. Кстати, тот родник существует по сей день, зовут его Сенин ключ. А сама деревня, кстати, изначально называлась Сениной поляной.

Известно, что первые поселенцы деревни Гущино приехали из Старины, которая в настоящее время относится к Кировской области. Облюбовали люди эти места и начали строить землянки. Чтобы не замерзнуть в своих земляных жилищах, устраивали печки. Таким образом, из-под земли на улицу выходил густой дым. По-удмуртски «дым» – гуртчин. Возможно, оттуда и пошло название Гущино.

Деревня Маренино трижды меняла название. Первое имя было – Лукосер, второе – Вукосер (деревня за мельницей), а уже в XIX веке населенный пункт приобрел последнее название. История гласит, что первыми сюда приехали семь мужиков, много лет их семьи существовали мирно, а в XIX веке задумали делить землю.

Иська – так сначала называлась деревня Исько. Происхождение названия объясняют как «искал-искал и нашел». В свое время деревня делилась на три части, в памяти старожилов названия двух из них – Колтома и Поповщина, а имя третьей части забыто.

Простое и запоминающееся название носила другая исчезнувшая деревня. Первые поселенцы неожиданно для себя нашли здесь пустующую деревянную избу. Над названием нового населенного пункта долго не думали – пусть будет Избушка.

DSC01356

Свято место

Сюрсовайские места, безусловно, хранят в себе некую загадку, разгадать которую не под силу человеку. Некоторые из них были признаны людьми святыми, другие, наоборот, несут в себе немало тайн, считается, водится там нечистая сила.

Вот, например, Сюрсовайский лес, на вид лес как лес. Но зайдешь туда, и волнение охватывает. Говорили старожилы, лес простирался аж на 17 км, до самого Шаркана. Первые поселенцы в XIX веке искали в том лесу коров неделями, а когда находили, вымя бедных животных было до краев наполнено не молоком, а сметаной. Часто блудились в том лесу люди, и даже местные жители, знающие здесь каждое деревце, каждый кустик, сбивались с дороги. Говорят, что нечистая сила уводила людей в сторону.

Есть в здешних окрестностях и Чертово гульбище настоящая тайга, деревья настолько густо растут. Во время урагана именно в этом месте было повалено множество деревьев. Сейчас того «разгуляя» нет и в помине тайгу вырубил леспромхоз, однако память о нем жива в народе.

За деревней Маренино был широкий и длинный лог, поговаривали, что водится в его округе нечистая сила. Вот, например, в гору, расположенную в тех краях, не каждый путник мог взобраться. Однажды местный мужик Василий Пономарев, ехавший с лесозаготовки на лошади, остановился на горе как вкопанный. Тогда он поменял обувь с одной ноги на другую, одежду вывернул наизнанку да так и надел на себя. И только после этих манипуляций лошадь двинулась с места. Сегодня в тех местах уж никто не бывает.

Кстати говоря, можно найти в здешних лесах и гриб, который не случайно прозвали чертовым: в пищу он непригоден, но соблазняет грибников своим внешним видом, на срезе переливается всеми цветами радуги, будто в доказательство своей безобидности.

И если лес в Сюрсовае связан с дьявольщиной, то вода, ключи – наоборот, почитаются святыми. В одном ключе, близ села, человек по имени Игнаша нашел икону, с тех пор источник имеет статус святого, на нем была построена небольшая деревянная часовня, стала проводиться церковная служба в религиозные праздники – Иванов день, Вознесение, Троицу. Существует еще один святой ключ, где в Крещение местные жители черпают воду.

Видимо, благодаря своей святости эти родники сохранились до сегодняшнего дня.

DSC01432

Все дороги веду в храм

Визитная карточка села Сюрсовай – церковь Иоана Предтечи, основанная в 1894 году, последняя постройка возведена в 19091919 годах. Строительство храма велось четверть века! Церковь выполнена в псевдорусском стиле, имеет пятиглавый четверик с алтарем, боковыми притворами, трапезной и шатровой колокольней.

Интересно, что строительный материал для этого объекта – не привозной, сплошь местного происхождения. За Сюрсоваем сохранилось место, где добывали глину и обжигали кирпич. Имена строителей не запомнились, зато местные жители знают, что побелкой церкви занималась женщина-монахиня Евдокия.

Уникальность храма в том, что при его строительстве вместо цемента использовался яичный белок. Яйца собирали по деревне в большие короба, а затем месили на их основе раствор. Когда в 1936 году церковь была закрыта, представители советской власти пытались разобрать ее по кирпичикам. Но оказалось, что кирпичи плотно скреплены друг с другом. В итоге была сломана колокольня и малые главы, а само здание так и осталось стоять, только со временем обветшало.

Церковь была возвращена верующим в 1991 году. К тому времени ее здание пришло в упадок, требовало ремонта. Но попытки провести ремонтные работы закончились неудачно. Приехавший в Сюрсовай поп Аркадий проявил готовность оказать финансовую помощь при ремонте церкви: приобрел краску, железо. Так, при его участии был восстановлен купол. Но вскоре попа сняли, и весь припасенный им строительный материал был растащен.

Церковь по сей день нуждается в ремонте, хотя для прихожан она открыта. Для проведения богослужений в Сюрсовай приезжает священнослужитель из Шаркана.

 Дай дорогу!

Еще одна легенда сюрсовайской сторонки связана с местными дорогами. Некоторые название населенного пункта переводят как «дай дорогу» настолько проблематично здесь бывало проехать в ненастную пору. Двум машинам по глинистой Трехэтажной горе не разъехаться (история, к сожалению, помнит множество несчастных случаев!). Сейчас с дорогами лучше: даже в слякоть по улицам Сюрсовая гордо вышагивают мамаши с колясками. Но детей рождается все меньше и меньше. В местной школе, построенной из кирпича, учится всего двадцать детей, однако работает порядка 30 человек обслуживающего персонала.

…Куда пойдет деревня? Найдет ли она в себе источник вдохновения, силы, чтобы не только выживать, но и процветать? Чтобы богато плодоносила не только природа, но и люди своими трудами поднимали имя своего села на доселе неизвестные высоты. Чтобы дети нарождались, хлеба колосились. Вопросы, вопросы… И несть им числа. Но так хочется, чтобы ответ был позитивным. Положительным. Оставался за будущим.

 

Как добраться, чем заняться

Сюрсовай/Шаркан

От Ижевска 140 км

На автомобиле 2 часа

Прямой автобус из Ижевска (Воткинска) в Сюрсовай не ходит

Занятия: Сбор ягод, грибов, рыбалка, охота…