Весна на Заречной

Заречная Медла – та, что за рекой Медла, находится в шести километрах от села Дебёсы. Едешь по добротной дороге, душа поёт… Однако километрах в двух, не доезжая до деревни, полотно асфальта заканчивается, и начинается тоже вроде бы неплохая, но гравийная дорога.

IMG_5663

По поводу этой самой гравийки, видимо, так же подумали и устроители дороги: в неплохом состоянии, потянет. И либо умыкнули положенные денежки, либо перенаправили в более нужное место. История об этом умалчивает. Так вот Зар-Медла оказалась с дорогой наполовину. Вообще, та половинчатость стала краеугольной для самого села. Здесь очень даже мирно уживаются постройки советской эпохи и новомодные коттеджи. Памятники тоже разных времён. Даже здания школы – старое, до сих пор источающее очаровательный запах древесины, и новое – с вполне современной начинкой – уживаются в пяти минутах ходьбы друг от друга. Это трепетное отношение к истории чувствуется, как только заезжаешь в село.

Между прошлым и будущим

Говорят, Зар-Медла основана в 1760 году. В деревенском огороде были найдены монеты, отчеканенные в 1740 и 1749 годах. А строились трудно: всё приходилось рубить топором, каждое бревно с обоих концов, и подравнивать им же. Избы накрывали жердями, а на жерди клали солому. Для посева зерновых выбирали места у речки, их очищали. Эти места до сих пор сохранили свои названия – Семенок починка, Михайлуд, Баймаш починка, Абрам ыбес…

Старики проводили праздники первой борозды – гырыны потон. Когда приходила пора сеять, всей деревней совещались, на каком участке начинать и когда. Перед пахотой было введено за правило моление языческого попа, который после ритуала клал в небольшую ямку, сделанную у самой сохи в борозде, шаньги, блины из яиц, втыкал еловую ветку, выливал туда же пиво и кумышку, затем закрывал ямку землёй. После окончания моления начиналась семейная трапеза. После этого хозяин брал своё лукошко, насыпал в него семена, клал туда же около десятка крашеных яиц и начинал сеять. По мере сева пахарь бросал яйца вдоль полосы, а сельчане ловили эти яйца на счастье. О том, как проходили обряды в деревне, оставил свои записи Григорий Кузьмич Кожевников в 60-е годы прошлого века.

Досье. Г. К. Кожевников родился в семье крестьян в 1898 году. В восемь лет пошёл учиться в школу, которая начала работать в 1903 году (до её открытия в деревне было всего два грамотных жителя). В 1913 году поступил учиться в Дебёсскую двухклассную школу, потом – в Глазовское низшее сельскохозяйственное училище. Воевал. Работал учителем школ, был председателем сельсовета. В годы войны его мобилизовали в трудармию на Ижевский мотозавод. Когда вернулся в Зар-Медлу, был избачом и учителем.

По памятным местам

В 1931 году в Зар-Медле был образован колхоз «Шур сьор», а в 1934 году его переименовали в имени Калинина. Первым председателем стал Кузьма Васильевич Гаврилов. Зажиточные крестьяне отказывались вступать в колхоз, говорили, что колхозный хлеб есть грешно. В 1933 году в сельхозартели появился первый колёсный трактор, посмотреть на это «чудо» вышла вся деревня. Повезло первому парню на деревне, первому же трактористу Василию Александровичу Ложкину – он был в центре внимания всех сельчан!

В 1965 году у здания конторы хозяйства установили бюст Калинина. Правление и партком колхоза от 25 июня того года постановляли: «Считать 26 июня днём организации колхоза им. Калинина. В честь 35-летия со дня организации колхоза установить бюст Михаилу Ивановичу Калинину и впредь считать день 26 июня нерабочим».

Четыре года спустя в деревне был поставлен ещё один памятник – землякам, погибшим в Великой Отечественной  войне 1941–1945 годов.

Но на этом процесс сооружения памятных строений не закончился. В 2009 году в Зар-Медле, на родине заслуженного артиста России, первому в Удмуртии профессиональному режиссёру Кузьме Ложкину также поставили памятник.

Досье. Кузьма Алексеевич Ложкин родился 4(17) октября 1909 года в Зар-Медле. Окончил Удмуртский педагогический техникум (1928) и режиссерское отделение ЦЕТЕТИСа (1932). Был одним из организаторов удмуртского профессионального театра, актёром и режиссёром этого театра, где за 40 лет сыграл более 200 ролей, поставил 42 спектакля. С 1932 года являлся художественным руководителем.
Играл положительных героев, а также комедийные, характерные и бытовые роли.

Местный колорит

2014 год – новый этап в развитии села. 7 июня этого года в деревне Заречная Медла торжественно открыли Центр удмуртской культуры с яркими выступлениями местных фольклорных ансамблей «Зардон» и «Медлогур». И сейчас в нескольких точках деревни сразу могут вам поведать об истории этого уникального поселения. В школе есть небольшой краеведческий музей. В здании администрации поселения – библиотека, где хранятся фотоальбомы и прочие записи об окрестных деревнях. И ещё одной точкой прикосновения к архивам и традициям стал Центр удмуртской культуры. Вполне символично, что стоит он «лоб в лоб» со старым административным зданием колхоза, с тем самым с бюстом Калинина.

Сейчас в Заречной Медле проживает ни много ни мало 639 жителей. В 60-х годах прошлого века насчитывалось здесь 80 дворов, было бы ещё больше, если бы народ не подался из деревни в Сибирь в голодные 1921–1936 годы… И на сегодняшний день это самое большое поселение в муниципальном образовании.

Первое впечатление о людях, проживающих здесь, складывается сразу  – очень приветливые. Детишки здороваются, хотя мы с ними и не знакомы. Все с радостью готовы показать и рассказать, что в их силах. А если понадобится, и довести до определённого места. Публичные, одним словом, люди. За словом в карман не лезут!

Поэтому совсем не случайно родом из этих мест Кузьма Ложкин. Рассказывают, что и в соседних деревнях тоже родились знаменитости: видный удмуртский лингвист Тамара Ивановна Тепляшина – в Малой Кизне, одна из первых авторов учебников удмуртского языка, заслуженный учитель школы УАССР Августа Васильевна Конюхова – в Уд-Леме…

А сколько ещё ярких имён будет записано в летописи этой деревни и её окрестностей в дальнейшем! Возможно, уже сейчас за школьной партой сидит будущий поэт или прозаик, а в детский сад ходит маленькая актриса, неподражаемая и уникальная в своём роде.