Ткачёв дал оценку сельскому хозяйству республики

NIK_5503-ed фото Карипов Э

6 июля Удмуртию впервые посетил министр сельского хозяйства России Александр Николаевич Ткачёв. Одним из основных мероприятий его визита стала рабочая встреча с активом агропромышленного комплекса республики, на котором были подняты самые актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Заявить о себе громко

Особым лейтмотивом на этой встрече прозвучала тема производства молока. Специально презентовать республиканскую программу по достижению 1 млн т молока к 2020 году федеральному министру не потребовалось – стремление республики наращивать объёмы продукции он разделил в самом начале.

Александр Николаевич Ткачёв,

министр сельского хозяйства РФ:

«Я очень ценю, что вы сохранили своё традиционное, генеральное направление, вы – молодцы, проделали большой путь, не стояли на месте. И по сравнению с десятками территорий у вас есть огромные успехи и результаты. Доля сельского хозяйства в ВРП республики составляет практически 9% – это выше, чем в других субъектах России. Причём, по сравнению с некоторыми – почти в два раза. Это значит, вы самодостаточны – кормите не только себя, но и вывозите излишки произведённой продукции за пределы, можете себе позволить зарабатывать на этом. Многие территории, в том числе и ряд ваших соседей, по-прежнему далеки от продовольственной самообеспеченности.

1 млн т молока к 2020 году мне кажется абсолютно реалистичной задачей, и я вас уверяю, оно будет востребовано полностью. У вас есть и излишние перерабатывающие мощности, а это значит, не нужно инвестировать в основные фонды – для вас этот путь будет короче и дешевле. Надо занимать эту нишу по молоку быстрее, она сегодня ещё свободна – в России дефицит молока оценивается на уровне 7–8 млн т, и эти объёмы завозятся из Белоруссии и других стран. И если вы не произведёте, произведут другие территории. А в условиях перепроизводства нелегко будет достигать интенсивного развития, сохранить инвестиционную привлекательность отрасли для бизнеса. Кроме того, эмбарго имеет ограниченный срок».

Тем более молоко – это региональный продукт, и население сегодня желает видеть на полках местные бренды, подчеркнул А. Н. Ткачёв. Со стороны потребителей формируется устойчивый спрос на отечественные молочные продукты хорошего качества, и уже никого не удивить заморскими. В них есть доля и концентратов, и немолочных жиров, и других небезопасных для здоровья добавок. «Мы сегодня делаем ставку на региональные власти и региональных инвесторов не случайно – это и дополнительные налоги, и рабочие места, закрепление людей на земле, развитие сельских поселений и создание комфортных условий для проживания. И это не высокопарные слова – каждый год мы вовлекаем в севооборот сотни тысяч гектаров заброшенных сельхозугодий».

У России сохраняется огромный потенциал и по экспорту. Министр заверил, что сегодня данному направлению также уделяется пристальное внимание. Первоочередная задача накормить себя при заданных темпах будет выполнена в ближайшие 5–7 лет, и дальше Россия намерена громко заявить о себе на мировом продовольственном рынке, став крупным экспортёром зерна, мяса, овощей. Тем самым отечественный агропром выполнит свою историческую миссию. «Вспомните, ни в советское, ни в постсоветское время мы даже мечтать не могли об этом. Я не хочу увеличивать роль федерального центра, но, тем не менее, господдержка, оказываемая сегодня, беспрецедентна – 215 млрд руб., выделяемые сельскому хозяйству через разные формы и инструменты поддержки. И это в целом формирует стимулирующую инвестиционную деятельность в отрасли. Как мне представляется, сегодня сам бог велел заниматься сельским хозяйством».

 

Дайте цену!

В фазу активной реализации программы «1 миллион тонн молока» Удмуртия вступила в феврале текущего года. За это время, по данным регионального профильного министерства, введено в эксплуатацию 4680 скотомест, функционируют и продолжают активно внедрять инновационные технологии 475 молочно-товарных ферм. Это положительно отразилось на динамике показателей – по результатам полугодия в хозяйствах всех категорий рост валового производства молока составил около 3%, в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах – 4,7%. Серьёзные задачи заявлены и по расширению племенной базы отрасли – в этом году планируется увеличить её на один племенной завод и восемь племенных репродукторов. В результате этого поголовье племенных коров увеличится на 3638 голов и в целом составит 32 тыс. голов – это 30% дойного стада. На базе одного из предприятий Можгинского района ведётся создание лаборатории селекционного контроля качества молока.

Сергей Аркадьевич Токарев,

заместитель председателя правительства УР

«Однако достижению оптимального и своевременного результата препятствует складывающаяся в Удмуртии и в целом в России политика ценообразования. В настоящее время доля сельхозпроизводителей в конечной цене продукта составляет 32%, переработчиков – 44%, торговли – 24%. Для обеспечения рентабельности предприятий сельхозпроизводства их доля должна составлять не менее 60%. На уровне руководства республики ведётся длительный диалог на эту тему с местными перерабатывающими предприятиями. Тем не менее необходим законодательно установленный механизм формирования конечной цены молочной продукции, позволяющий учесть интересы производителей сырья. Желательно законодательно установить на федеральном уровне и механизм регулирования ценообразования на социально значимые продукты питания. Это связано как с экономическими потребностями производителей, так и со снижением покупательской способности населения. Следует зафиксировать верхний порог торговой наценки, она должна быть не более 10%».

Александр Николаевич Ткачёв,

министр сельского хозяйства РФ:

«Вы справедливо подняли данный вопрос. Можно по-разному поддерживать молочную отрасль, но если не будет главного – закупочной цены – этот бизнес никому не будет интересен. Да, он сегодня неубыточный – рентабельность молока есть, но по своей волатильности и это направление сельхозпроизводства по сравнению с другими достаточно трудоёмкое и сложное, что замедляет темпы роста объёмов продукции. А с учётом сокращения производства молока в секторе ЛПХ можно ожидать годового темпа прироста всего на 0,5% в целом по стране. Что нас принципиально не устраивает – мы по-прежнему будем кормить Белоруссию, Швейцарию, откуда продолжают поступать сыры. Из соседней страны в Россию ежегодно импортируется порядка 4,5 млн т молока на общую сумму около 2 млрд долларов! Но мы и сами можем производить молоко! Для нас данный продукт – не экзотика. Одной из своих задач я как министр вижу поднятие закупочных цен на молочное сырьё, способствовать этому будут два механизма».

Первый – это интервенции. По словам федерального министра, сегодня Минсельхоз России изыскивает возможности для того, чтобы перерабатывающие предприятия могли закупать сырьё за счёт федерального бюджета и перерабатывать его в сухое молоко. Таким образом на рынке будет достигнут баланс спроса и предложения, и по экспертным прогнозам, это позволит увеличить цену закупа на 1–3 руб./кг. Подобное государственное участие в формате закупочных интервенций, как известно, уже несколько лет действует на зерновом рынке, показывая свою эффективность.

Второй механизм связан с выделением переработчикам молочных дотаций. Но в этом случае они должны будут отойти от договорных отношений с производителями и работать по зафиксированным на уровне региона закупочным ценам.

«Получается, что субсидии, выделяемые сегодня за 1 кг реализованного молока, «ходят по кругу» – производители получают 1 руб., и на столько же снижают свои цены переработчики. В итоге эта поддержка реальному сектору не приносит никакой отдачи, молочный бизнес становится малорентабельным. Только при рентабельности 30–40% и выше он станет интересным и выгодным, производители с удовольствием будут наращивать свои объёмы. И безусловно, стимулировать на это мы их должны через ценовой аспект. В данный момент рассматриваются и другие решения участия государства в процессе ценообразования на рынке сырого молока, но их я пока не готов озвучивать», – подытожил А. Н. Ткачёв.

Вместе с тем в этом вопросе он призвал занимать более активную позицию и самих удмуртских производителей – производительность труда в АПК Удмуртии ниже, чем в целом по России. Медленными темпами растёт и рентабельность молочного производства,  сегодня она составляет 10–12%, российский показатель – около 20%.

 

О кредитах, земле, газе…

Руководители аграрного сектора республики попросили федерального министра содействия в решении и других своих насущных проблем. Одна из них – это кредитование села. «В прошлом году на Дне поля ПФО, прошедшем в Нижегородской области, поднимался вопрос о взаимодействии с банками, кредитующими сельское хозяйство. Однако улучшения на местах мы до сих пор не почувствовали – на месяцы затягиваются сроки рассмотрения заявок, ужесточаются условия предоставления залоговой базы, проходят постоянные согласования с головным московским офисом – региональные филиалы не могут брать на себя ответственность даже за смешные 10 млн. руб, – поделился генеральный директор АО «Восход» Шарканского района Анатолий Григорьевич Хохряков. – Получать кредиты у банков с каждым годом становится сложнее, но без заёмных средств сегодня невозможно реализовать ни один крупный проект, это по плечу лишь немногим. Например, мы поставили коровник на 400 голов, изыскав последние возможности – в кредитных средствах нам было отказано. Причём решение банка буквально огорошило: «Вы бы могли рассчитывать на кредит в начале строительства, а сегодня объект возведён…» Мол, необходимость в кредите отпала. Хочется спросить, где логика разумного подхода к кредитованию села?

«Ваша ситуация мне очень знакома – сам в своё время кредитовался, так же душу вынимали, – поспешил заверить федеральный министр. – Но деньги любят счёт, и те заёмные средства, которые выделяет «Россельхозбанк», не являются государственными, они взяты на рынке. И за это банк несёт ответственность. Более того, по вине недобросовестных заёмщиков в последние 10 лет в кредитном портфеле «Россельхозбанка» увеличилась проблемная задолженность по агропромышленному комплексу, сегодня её доля составляет 30%. Предбанкротное состояние усилило контроль над деятельностью банка со стороны ЦБ. Если «Россельхозбанк» рухнет, мало никому не покажется».

Но министр обещал взять ситуацию взаимодействия аграрного банка с сельскими заёмщиками под свой личный контроль – если имеет место банальная бюрократия, последуют соответствующие выводы и решения.

Сложным остаётся и механизм оформления правоустанавливающих документов на землю, которые являются основанием получения несвязанной поддержки в области растениеводства. Особенно это касается невостребованных земельных долей – здесь процесс двигается медленными темпами ввиду сложности и длительности процедуры, по времени занимая полтора-два года. «Просим вас на законодательном уровне принять изменения, которые упростят оформление невостребованных участков, находящихся в долевой собственности, и неиспользуемых земель сельхозназначения», – обратились с просьбой собравшиеся.

 

«Удовлетворять иски по земельным паям действительно очень сложно и трудоёмко, проблема стоит в масштабе страны, касаясь буквально каждого агрария. Но это очень спорный вопрос, здесь, я боюсь, мы столкнёмся с конституционным правом собственников, у нас нет правовой нормы для изъятия паевых земель», – откровенно признался А. Н. Ткачёв. Но пообещал дать указание специалистам своего ведомства изучить всю правовую основу этого вопроса и, если представится возможность, решить его. Он также напомнил, что в отрасли принят беспрецедентный закон в части совершенствования оборота земель сельхозназначения, согласно которому земельные участки принудительно, в судебном порядке будут изыматься у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально – ради коммерческий наживы, перевода в другие категории и т. д. «И мы настояли на том, чтобы изъятие и последующие торги проводились на региональном уровне – это гарантия того, что земли будут переходить в эффективные руки. Более того, нами пролоббировано внесение поправок в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который позволит оказывать поддержку добросовестным арендаторам земель сельхозназначения в виде права на продление договора аренды на новый срок без проведения торгов. То есть при окончании срока аренды он автоматически переходит на следующий срок. Я уверен, движение в этом направлении сейчас пойдёт, и оно будет мощным, сильным», – отметил высокий гость.

В беседе с ним аграрии республики акцентировали внимание и на слабой газификации своих территорий – этот показатель не достигает сегодня даже 30%. Для примера: в соседнем Татарстане он составляет 100%. Но здесь в полемику вступил глава Удмуртии А. В. Соловьёв: «В этом есть наша вина с вами, причём большая – в регионе растёт просроченная задолженность по потреблённому газу. Мы не единожды встречались с руководством компании «Газпром», но результата эти встречи пока не приносят».

В данной непростой ситуации московские гости порекомендовали пересмотреть приоритеты региона по социальному развитию села. В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Удмуртии в текущем году предусмотрено финансирование в объёме 304 млн руб. Из этой суммы на мероприятия по газификации запланировано направить всего 25 млн руб. Самые большие статьи расходов связаны со строительством сельских дорог – 220 млн руб. и обеспечением жильём специалистов – 41 млн рублей.

Ещё один вопрос, вынесенный на обсуждение, касался лицензирования в области обращения с отходами и непосредственно навоза животноводческих комплексов. «Вступление в силу закона перенесено на 1 января 2019 года, и у нас с вами есть время доказать несостоятельность данного нормативного документа. Соответствующее поручение уже дал председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. Ведь согласно документу все свиноводческие и птицеводческие объекты приравнены к сложному, взрывоопасному промышленному производству. Мы выступаем за то, чтобы норма закона содержала категории предприятий по экологии и все аграрные комплексы были отнесены минимум ко второй. Не успело наше сельское хозяйство встать на динамичный путь развития, как начали искусственно создаваться различного рода барьеры!» – выразил свою принципиальную позицию федеральный министр.

Не молоком единым

По оценке главы российского Минсельхоза, у Удмуртии есть потенциал и в отрасли растениеводства. Он отметил: «Коллеги, ставлю перед вами задачу за ближайшие два-три года увеличить урожай зерна на 2–3 ц/га. Мы сегодня в среднем по стране имеем урожайность зерновых 23–24 ц/га, тогда как ваш показатель – всего 17 ц/га. И если в прошлом году мы получили 105 млн т зерна, то в нынешнем, если погода на уборочные работы будет благоволить, соберём порядка 109–110 млн т. Это может стать рекордом за всю постсоветскую историю. Зерно на рынке также востребовано, это основной вид биржевого товара, и здесь скрыт огромный резерв развития нашего сельского хозяйства. Вы должны пересмотреть свои подходы по внесению удобрений – уверен, что недовносим, экономим. Также нужно активнее энерговооружаться».

«Естественное почвенное плодородие Удмуртии составляет 9 ц/га, это значит, в целом по стране мы становимся неконкурентоспособными. И здесь речь идёт не только о внесении минеральных удобрений, необходимо проводить и известкование, и фосфатирование. А эти мероприятия достаточно затратные, – вступился за селян председатель постоянной комиссии Госсовета УР по АПК Владимир Сергеевич Варламов. Подхватывая полемику, председатель Общественной палаты УР Павел Николаевич Вершинин добавил: «Регионы, относящиеся к Нечернозёмной зоне России, сегодня выступают с инициативой разработки программы развития Нечерноземья, итоговая резолюция уже принята. Принято и решение Совета Федерации о поддержке в её рамках и удмуртских производителей. Быть ли этой программе?»

«Вы должны понимать, что реализация данной программы должна быть подкреплена серьёзным финансированием. Я говорю честно и откровенно, правительство пока не располагает такой возможностью, – ответил А. Н. Ткачёв. – Но я – министр-отраслевик, я за нашу отрасль, и получу полное удовлетворение от своей работы, когда мы будем «выжимать» в хорошем смысле этого слова с каждого субъекта все возможности в сельхозпроизводстве. Россия – страна большая, и у каждой территории свои климатические условия. И если в советские годы подобная программа поддержки реализовывалась, значит, она имеет право на жизнь и в наше время. Но это вопрос политический и стратегический, и я его один не осилю – о поддержке Нечерноземья должны говорить губернаторы и главы субъектов, депутатский корпус. Заявления должны звучать на всех площадках – политических, общественных и т. д., чтобы нас услышали».

По словам министра, отчасти внести справедливость помогут изменения в оказание погектарной поддержки. Начиная со следующего года, эти субсидии будут привязаны к внесению удобрений. Те предприятия, которые будут соответствовать новым условиям, получат их на 40% больше. Свою встречу с активом АПК Удмуртии А. Н. Ткачёв завершил следующими словами: «Очень приятно, что вы говорите не только о производстве, своих результатах и победах. Но и ратуете за развитие инфраструктуры сельских поселений, повышение уровня жизни сельского населения. Вы достойны того, чтобы о вас говорили и ставили в пример».