Тяговая сила

John Deere

Тракторы остаются настоящей рабочей лошадкой – они механизируют большинство производственных процессов, обеспечивают движение прицепных, навесных орудий и других технических средств. Но именно тракторный парк отрасли сегодня оказался самым уязвимым звеном – потребности в его расширении и обновлении просто колоссальны, отмечают специалисты.

 

Дорогой импорт

По данным Минпромторга России, на полях страны работают 460 тыс. тракторов, из них более 80% с истёкшим сроком эксплуатации и требует замены.

По подсчётам же профильного федерального ведомства, аграрии должны ежегодно приобретать около 46 тыс. новых машин, а реальная цифра составляет всего 12 тыс. При том для эффективного развития сельхозпроизводства нужно в год покупать минимум 10 тыс. энергонасыщенных тракторов, имеющих мощность двигателя от 300 л.с., и довести их общее количество до 60 тыс. единиц. В данный момент в хозяйствах работают в общей сложности порядка 300 тыс. мощных машин, из них только 18 тыс. младше 10 лет. В итоге на один трактор в нашей стране приходится 247 га в смену, для сравнения: в США этот показатель равен 38 га, Франции – 14 га.

Нынешнюю высокую изношенность тракторного парка отчасти можно объяснить многолетним техническим отставанием отечественных заводов от зарубежных производителей, чья продукция традиционно в разы дороже в зависимости от мощности, бренда и комплектации. В активе наших – тракторы ограниченной номенклатуры. Так, количество моделей, производимых на заводе «Ростсельмаш», составило четыре, концерном «Тракторные заводы» – 12, «Петербургским тракторным заводом» – четыре модели тракторов мощностью свыше 250 л. с. Для сравнения, белорусским заводом МТЗ производится 30 моделей, а украинским ХТЗ до недавнего времени – 13. В то время как John Deer, CNH, AGCO и Claas на российском рынке представляют более 65 моделей тракторов, в основу которых заложен ряд важных составляющих – производительность, мощность и манёвренность, надёжность, комфорт в управлении, экономичность. Плюс зарубежных аналогов – бесступенчатая трансмиссия, которая даёт преимущество в расходе топлива.

Спрос на пропашные тракторы 5 тягового класса и выше со стороны сельхозпредприятий только усиливается. Это связано с переходом на широкозахватные почвообрабатывающие орудия и посевные комплексы. С технической точки зрения всё больше внимания уделяется производительности гидравлической системы трактора – современные прицепные и навесные агрегаты требовательны к объёму и стабильности потока гидравлики. Да и в целом такие трактора считаются наиболее универсальными и подходят для многих шельфов орудий. Обойтись без мощных тракторов могут лишь хозяйства, имеющие менее 500 га. Именно в сегменте тракторов мощностью 300–350 л. c. и выше зарубежные компании заняли прочные позиции, потому российский рынок тракторов до недавнего времени характеризовался высокой долей дорогостоящего импорта.

 

Инновационный парк

Но последние события, связанные с девальвацией рубля, взятым курсом импортозамещения и усилением господдержки отечественного машиностроения, можно сказать, полностью перекроили рынок. Так, по итогам 2015 года отечественные машиностроители увеличили выпуск тракторов в два раза, а за четыре месяца нынешнего года – ещё на 72% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший рост наблюдается по полноприводным тракторам – на 66%, до 949 штук. Подобного роста объёмов производства в отрасли не было с 1930-х годов. При этом импорт сельхозтехники заметно упал – за январь-май ввоз новых тракторов сократился на 41%, до 3 тыс. штук. Иностранные инвесторы сегодня всё более мотивированы локализовать свои производства.

«Российские крестьяне однозначно повернулись в сторону отечественного производителя», – заверил президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Анатольевич Бабкин. И эта линейка быстро обновляется новыми моделями и масштабной модификацией серийно выпускаемых, они совершенствуются по производительности и технологическому уровню. Специалисты прогнозируют: благодаря этому можно ожидать фактического замещения импорта по высокомощным тракторам. А выпуск тракторов 3 и 4 тяговых классов, наконец, уже освоен – это востребованная средняя техника, которая парадоксальным образом до недавнего времени на 85% тоже была импортной. Минпромторгом России уже доведено 150 млн руб. субсидий на проведение НИОКР по разработке унифицированной линейки данных тракторов.

Денис Валентинович Мантуров,

министр промышленности и торговля РФ:

«Доведя разрабатываемую продукцию до серии, к 2020 году мы рассчитываем заместить до 75% рынка в данном сегменте. В секторе гусеничных тракторов получена опытно-промышленная партия и подготовлены производственные мощности под выпуск семейства машин 3–6 классов. Здесь мы ставим задачу снижения доли иностранного присутствия с 98 до 53%. Мы фокусируемся также на организации производства малых колёсных тракторов, которые наиболее популярны у небольших фермерских хозяйств, и тракторов 5–8 классов, потребителями которых являются крупные агрохолдинги».

Рынок тракторов 3–4 классов в России составляет сегодня порядка 3 тыс. единиц в год, но технологическая потребность с учётом необходимости обновления устаревшего парка в несколько раз больше. Сегодня «Петербургский тракторный завод» в рамках программы импортозамещения разрабатывает линейку машин с двигателями мощностью от 180 до 240 л. с. Первенцем в этом ряду обещает стать 240-сильный «Кировец» К-708.4. Он построен на базе отечественных комплектующих, включая силовую установку, гидравлику и даже электронику. Трансмиссионная группа опытного образца – совместная российско-белорусская, но для серийного производства планируется разработать трансмиссию собственной конструкции.

 

Добавить «лошадей»

А вот возможность познакомиться с «Кировцами» последнего, пятого поколения у аграриев уже появилась – это модернизированные тракторы К-744Р4 с двигателем Mercedes мощностью 420 л. с. Трактор имеет возможность работать со всем современным отечественным и зарубежным оборудованием, включая широкозахватные пневматические посевные комплексы. Такая возможность появилась благодаря установке современной гидросистемы производительностью 180 л/мин и универсальной трёхточечной навески на всю линейку. Плюс максимально широкая комплектация, которая включает механизм отбора мощности, маятниковое прицепное устройство, систему позиционного регулирования навесного устройства, комплект сдваивания колёс и ряд других полезных опций. А также современный дизайн, новая кабина с панорамным остеклением, обеспечивающим комфорт.

Среди конкурентоспособных новинок предприятий Концерна «Тракторные заводы» можно выделить колёсные тракторы АГРОМАШ 85ТК с дизельным двигателем и АГРОМАШ 85ТК МЕТАН мощностью 30, 50, 60, 85 л. с., использующий в качестве топлива компримированный природный газ – метан. Газомоторный трактор оснащён коммунальным оборудованием – щёткой и погрузчиком. У них увеличен ресурс эксплуатации мотора в полтора-два раза, так как рабочий процесс протекает более «мягко». Расходы на топливо в сравнении с дизельными вариантами меньше как минимум в три раза.

Сейчас проходят испытания опытные образцы перспективного колёсного трактора АГРОМАШ 180ТК, гусеничной машины АГРОМАШ ТГ150. В недалёком будущем появятся опытные образцы и гусеничных тракторов с газовыми двигателями, конструкторы концерна уже начали работы в этом направлении. А инновационный энергонасыщенный АГРОМАШ‐Руслан, оснащённый американским двигателем Cummins QSMC330 мощностью 335 л. с., уже находится в серии. Треугольная форма гусеничного обвода обеспечивает оптимальное расположение центра тяжести и позволяет эффективно работать с тяжёлыми навесными и прицепными орудиями без балластирования, обеспечивая высокие тяговые усилия и равномерное давление на почвы. Эта конструктивная особенность позволяет машине в весенний период выходить на поле на 6–8 дней раньше и на 2–3 недели позже в осенний период по сравнению с колёсными тракторами. Сегодня готовится замена американского двигателя отечественным аналогом – дизельным двигателем типа Д‐3061 мощностью 300 л.с. производства Алтайского моторного завода, что позволит удешевить продукцию и сделать её более доступной для сельхозпредприятий. Первый трактор с алтайским двигателем уже сошёл с конвейера и получил предварительные положительные оценки. А новый трактор Агромаш‐ТГ150 (150 л. с.) пришёл на замену колёсному харьковскому собрату.

Свою последнюю новинку на крупнейшей мировой выставке в Германии – Agritechnica‐2015 презентовал и «Ростсельмаш» – это новый мощный трактор с повышенной проходимостью VERSATILE DeltaTrack 550, заявленная максимальная мощность – 517 л. с. Конструкторы не просто оснастили машину гусеничным полотном, а разработали новую конструкцию платформы. Ходовая система снижает нагрузку на шасси. Колёса трактора изготовлены с применением полиуретана и обеспечивают значительно больший срок службы по сравнению с резиновым покрытием.

В движение трактор приводит 15-литровый дизельный двигатель Cummins QSX, соответствующий нормам выброса Tier 4, и 16-скоростная коробка переключения передач CATTA-22.

Самой значимой разработкой завода 2016 года назван новый прецизионный гусеничный ход трактора Versatile 460 Delta Track – в июне он отмечен международным жюри независимого профессионального Конкурса инновационной техники АГРОСАЛОН-2016 золотой медалью за внедрение не имеющей аналогов независимой подвески опорных роликов, обеспечивающей экологическую безопасность и непревзойдённый комфорт без использования дополнительных средств амортизации. Уникальная независимая подвеска опорных роликов с двумя степенями свободы обеспечивает идеальное копирование поверхности верхнего слоя почвы, эффективно распределяя вес трактора по всему пятну контакта, снижает уплотнение почвы, повышает тяговый потенциал трактора. Система натяжения гусениц не требует обслуживания.

Одним словом, Россия начала формировать собственный рынок тракторов всех мощностных диапазонов. И потенциал российских предприятий в виде новых высокопроизводительных моделей, уже неоднократно демонстрировавших свои технические преимущества перед импортными аналогами, подтверждает в очередной раз истину: качественно – не значит дорого!

 

Тракторист более не нужен

Вполне возможно, что в будущем нас ждёт и эра беспилотников – первый российский трактор, способный работать самостоятельно, уже вышел на поле в Татарстане. Тракториста на нём заменили программно-аппаратные комплексы компьютерного зрения, включающие в себя стереопару – систему из двух видеокамер, получающих изображение в формате Full HD, это навигационный и инерционный датчики ГЛОНАСС и GPS и вычислительный блок. Для тестов эта «умная» машина была запущена в поле в мае – во время выполнения предпосевных операций и непосредственно посевной с трактора попутно производится не только оцифровка посевных площадей, но и осуществляется сбор данных по опасным объектам ещё с незасеянных участков, которые будут учтены при сборе урожая.

Система компьютерного зрения позволяет с высокой точностью детектировать их, определять размеры и координаты для составления высокоточных карт – размером от 10–15 см на расстоянии до 15–20 м. Благодаря точному знанию положения этих предметов на поле становится возможным удалить их ещё до уборочной или задать программу, с помощью которой техника при уборке урожая будет объезжать их. Также предполагается, что с помощью установленных видеокамер и датчиков в режиме реального времени тракторы смогут во время уборочной получать информацию о новых объектах, появившиеся на поле в последующий период. Предметы меньшего размера опасности не представляют, поскольку для извлечения таких объектов на используемые модели сельхозтехники установлены специальные камнеуловители.

Работу «умной» техники будет контролировать минимальное количество человек из диспетчерского центра, откуда будет осуществляться контроль. А в ночное время находиться постоянно за пультом не придётся – оператор сможет задать программу и время работы машин.

Разработчиком системы компьютерного зрения является одна из компаний-резидентов особой экономический зоны Татарстана «Иннополис», специалисты которой заверяют: комплекс должен быть готов для продажи потребителям через полтора года. В качестве основных рынков рассматриваются Россия, Индия, Китай и Турция. Итоговая цена всего программно-аппаратного комплекса пока неизвестна, но сообщается, что стоимость не будет превышать 15% от стоимости трактора. И надо сказать, у них уже появился конкурент – в Томском госуниверситете разработали свою систему управления «Арагорн», которую можно установить на любую серийную сельхозмашину. Всё, что нужно для её работы, это задать через специальную программу площадь, которую нужно обработать, и техника всё сделает сама с помощью спутниковой навигации, благодаря которой она ориентируется в поле. По мнению авторов проекта, «Арагорн» позволит любому трактору выполнять работу в поле без надзора человека, и это большой плюс для хозяйств, ведь тракторист зависит от многих факторов – усталость, чувство голода, смена суток… В целом предполагается, что к 2026 году объём обрабатываемых беспилотными тракторами земель в России достигнет 5 млн га.

 

Знаковые новинки зарубежных брендов, доступные с 2016 год

Case

Линейка CVX Optum максимальной мощностью 313 л. с., двигатель с бесступенчатой трансмиссией. В двигателях применяется новый материал клапанов и конфигурация блока цилиндров, в результате чего удалось добиться более высокого давления сгорания. Тракторы получили концептуально новое оформление капота, решётки радиатора, новое светодиодное 3D LED-освещение, просторную кабину SurroundVision с улучшенной обзорностью и т. д. Конструкция машины позволяет работать с максимально полной массой в 16 т.

Claas

Axion 870, оборудованный «в стандарте» бесступенчатой трансмиссией Cmatic. В помощь двигателю используется система CPM (Claas Power Management), которая способствует повышению эффективности его работы. При скоростях порядка 14 км/ч, а также во время работы ВОМ, через электронную систему управления двигателем CPM автоматически обеспечивает дополнительный крутящий момент, за счёт чего добавляет ещё 15 л. с. мощности. При желании может быть установлена переключаемая под нагрузкой ступенчатая коробка передач HexaShift. Оснащён электронной информационной системой CEBIS Claas, которая поддерживает до семи устройств электронного управления, а также CEBIS-терминал, интегрированный в подлокотник. Теперь линейка Axion 800 включает в себя семь моделей от 205 до 295 л. с.

John Deere

Серия четырёхгусеничных тракторов 9RX, модели оснащаются двигателями в диапазоне от 470 до 620 л.с. Оборудованы мощной ходовой частью и жёстким приводом гусениц, разработанных с учётом больших нагрузок. Поставляются с универсальной трансмиссией e18, обеспечивающей плавность переключения, с функцией управления эффективностью для автоматизированного контроля двигателя и трансмиссии. Гидравлическая система включает в себя до восьми СКК со стандартным расходом 220 л/мин или с расходом 435 л/мин в качестве опции. Также оснащены шарнирной системой рулевого управления и устанавливаемым на заказ активным рулевым управлением (ACS), которое улучшает манёвренность в поле и удержание курса даже при транспортных скоростях до 40 км/ч. Для обзора в сумерках или ночью используются 24 светодиодных источника дневного света.

New Holland

Модели T7.290 (номинальная мощность – 270 л. с., максимальная – 290 л. с.) и Т7.315 (300 и 313 л. с.) предназначены для выполнения работ первичной и вторичной обработки почвы, упаковки в тюки, скашиванию и транспортировке. Двигатель новых моделей оснащён технологией ECOBlue Hi-eSCR (высокоэффективная селективно-каталитическая нейтрализация отработанных газов) и соответствует стандартам Tier 4B. Эта система не содержит систем рециркуляции охлаждённых отработанных газов или DPF и позволяет двигателю оптимизировать сгорание, крутящий момент и расход топлива, максимизируя выход мощности с каждого цилиндра. Турбонагнетатель с изменяемой геометрией лопаток и электронным управлением обеспечивает крутящий момент, необходимый для работы на низких оборотах и быстрого реагирования на изменения нагрузки. В паре с двигателем – бесступенчатая ​​трансмиссия Auto Command с четырьмя заданными «виртуальными» передачами.

Vario

Серия Fendt 1000 в четырёх сегментах мощности от 400 до 500 л. с., предназначены как для тяжёлых полевых сельхозработ, так и транспортировки по дорогам общего пользования (максимальная скорость составляет 60 км/ч при экономичных 1450 оборотах в минуту, 50 км/ч при 1200 оборотах в минуту, а 40 км/ч при частоте вращения двигателя 950 оборотов в минуту). Бесступенчатая коробка передач преобразована в модуль коробки передач – заднего моста TA 400 для развития мощности до 500 л. с. С новым VarioDrive передняя ось теперь может управляться с помощью отдельного выходного вала коробки передач, независимо от задней оси. Это даёт оптимизацию тяги, полностью автоматизированный привод на четыре колеса и оптимизированную манёвренность.

JCB

Линейка Fastrac во всей широте применений: на дорожных шинах он может использоваться в качестве коммунальной машины, а всего лишь сменив покрышки – превращаться в опрыскиватель, разбрасыватель или вжиться в роль самого обычного тягового трактора.

Valtra

Серия N4, где представлены шесть моделей мощностью от 105 до 165 л. с. Мощность гидравлики трактора – 200 л/мин, задняя навеска способна поднять 7,8 т, а передняя – 4,7 т. Задний ВОМ работает в режимах 540, 540E, 1000 и 1000E, а передний – только 1000.