Степан тут жил…

Главная (1)

Не надо ничего придумывать и изобретать: кто первым пришёл сюда жить, так и будет называться населённый пункт. Если первым поставил кол на необитаемой земле Степан, быть этой деревне Степанёнками.

От Казаковых мы…

Вот таким образом одна за другой и стали образовываться на земле кезской деревушки. От Тимофея пошли Тимены, от Прони – Пронята. Сидор дал имя Сидорам, Макар – Макарам. С Саватеем связано происхождение названия деревни Саватята, с Ефтеем –Ефтенки. А Егор очень «скромно» окрестил своё поселение Егором.

Возможно, никогда вовсе не были бы заселены земли в удмуртской глубинке, если бы не старообрядцы. Гонимые в результате раскола русской православной церкви, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, добрались они и до наших краёв, до территории Верхокамья, не позднее XVII века. Впервые казённый починок Кулигинское Юсовской волости, что в 15 км от Степанёнок, упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» в 1802 году.

Старожилы помнят, что их предки называли своей родиной и Новгород, и Архангельск, и даже Москву. Некоторые утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. Одним из аргументов их северно-русского происхождения был сохранившийся окающий говор.

Деревня Степанёнки Кезского района расположена в 50 км от районного центра – посёлка Кез. До 1921 года она входила в состав Юсовской волости Глазовского уезда. К слову, до 1924 года центром округа были не Степанёнки, а Евтенки, которые исчезли с карты района ещё в середине 90-х годов, потом – Саватята.

Лишь в январе 1939 года Степанёнки получили признание как центральная деревня Саватятского сельского совета, и только в 1980 году Саватятский сельский совет был переименован в Степанёнский.

В конце 1920-х годов в деревне насчитывалось 18 дворов, в них проживало 89 человек. Любопытно, что все жители Степанёнок носили одну фамилию – Казаковы.

Крупное фото

Герой, Красный партизан и Плугарь

Хоть и далеко от центра находился сей населённый пункт, бывшим старообрядцам не удалось жить по своим канонам: процессы преобразования советской деревни напрямую коснулись и их. С конца 20-х – начала 30-х на территории активно образовываются колхозы. В Сурдовае появился «Плугарь», в который вступили 11 комсомольцев. В Федюненках девять хозяйств создали бригаду «Поселковое товарищество». В Гавшино – «Герой». Жители Саватят, Денисёнков, Петрогригорьевского, Пахомово вступили в колхоз «Красный партизан». Пронята и Самченки – в им. Чернова.

Колхозов много было, но в основном это были маломощные хозяйства. Например, починок Тимофеевка (колхоз «Красный физкультурник») имел всего две лошади и быка.

В первые годы колхозы вырастили достойный урожай: «…по одной ведомости получили столько, что не увезёшь на четырёх подводах».

В 1936–1937 годах колхозы разжились первыми колёсными тракторами. Тогда же в помощь хозяйствам начали создавать машинно-тракторные станции – МТС.

В Саватятской МТС, например, насчитывалось 26 тракторов, в том числе 13 тракторов- «колёсников» (колёса без резины), которые работали на керосине, девять «натиков» на дизельном топливе, четыре дизеля марки «С-100» (большой трактор).

Имелось несколько комбайнов со сложными молотилками, которые днём убирали урожай, а ночью молотили. Были две машины: «полуторка», работающая по принципу паровоза, т. е. её нужно было топить чурками, а не заправлять бензином; и легковая машина, на которой ездил директор МТС.

Лишь после войны было принято решение об укрупнении колхозов путём их слияния. Таким образом, в 1963 году колхозы «Луч» и «Молния» дали жизнь новому хозяйству «Мир». Позже с присоединением ещё одного колхоза «Мир» был преобразован в совхоз «Саватятский» (с 2000 года – СПК «Степанёнки»), которым с 1999 года руководит Фёдор Дмитриевич Першин.

DSC09571

Чем живём?

Ощущение аутентичности не покидает тебя, когда ты приезжаешь в деревню. Пока доберёшься на край Удмуртии, кажется, что не выберешься. В сухую погоду до столицы родникового края можно доехать за четыре часа (представьте: целый рабочий день уходит на дорогу!). А если тракт дождями развезло, лучше не рисковать. Об этой колоритной особенности здешней трассы очень наслышаны дальнобойщики и, видимо, из уст в уста передают полезную информацию, поэтому стараются в степанёнковские места не соваться. Но если кто-то отважится и доедет до Унтема (это ещё в 30 км от Степанёнок), то там придётся ожидать, пока за грузом с фуры не приедут вездеходы типа «Уралов» или тракторы. Фёдор Дмитриевич Першин по этому поводу шутит: «Наверное, деньги, которые выделяются на нашу дорогу, закопаны под «жидким асфальтом». Редко фуры до нас доходят, так как зимой на дороге гололёд, летом – грязь… Как говорится, умного нужно направить, а бездарь сам дорогу найдёт. Поэтому «умные» машины не справляются с нашими нетипичными условиями проживания».

Но люди-то живут! По словам бывшего секретаря исполкома сельского совета, в 80-е годы на Саватятской территории проживало более 1500 человек. В трудные 90-е количество жителей сократилось до 418, остальные, по-видимому, разъехались в поисках счастья. А потом опять в полку прибыло! Сейчас на территории МО «Степанёнское» живёт около 730 человек, и связано это со стабильным положением СПК «Степанёнки», в котором более 160 сотрудников.

В 1930 году в Степанёнках открылась начальная школа, шесть лет спустя – седьмой класс, в пятидесятые годы – восьмой, в 1959 году состоялся первый выпуск десятиклассников.

Уже к началу 50-х в деревне были свои медпункт, пекарня, столовая, магазин, библиотека, клуб и даже электростанция.

Благодаря удалённости от центра в деревне сложился особый микроклимат, здесь как нигде есть понимание, чего гостям стоило добраться до их населённого пункта. При разговоре некогда побывавшие тут вспоминают знаменитые степанёнковские котлеты величиной с ладонь, которыми и накормят, и в дорогу дадут.

 

Как добраться:

Кезский район

д. Степанёнки

227 км

3,2 часа на машине

4 часа на автобусе