Сильные марийцы из Быргынды

У каждого населенного пункта Удмуртии есть свой неповторимый почерк. Главное –  внимательнее вглядываться в его очертания – и обязательно можно уловить то, что в других местах не отыщешь.

Кровавый хлеб

В  Быргынде Каракулинского района нас ждала незабываемая встреча с… трактором. Такого персонажа мы еще не видывали прежде: в кабине рядом с лобовым стеклом примостились вырезанные из пластмассы цветы в горшочках, по контуру крыши –  «дождик» из фольги, на окнах голубые занавески. Но главное – вывеска на капоте спереди «Я – мариец!»

DSC09050

Не трактор, а дом на колесах… Кстати, по поводу дома. В Быргынде жилище строят основательно, на века. «Это в других деревнях могут шикарную машину в гараж поставить, а дом подпорками укрепить, только не в Быргынде», – говорит генеральный директор ООО «Бел-Кам-Агро» Петр Леонидович Коростин.

Быргында – поселение древнее. Возможно, раньше оно и называлось иначе, и совсем другие люди здесь жили.

Говорят, поначалу населяли эти места удмурты – в веках этак VI–XII. В 1998 году один из учеников местной школы во время уборки картофеля в своем огороде нашел настоящий клад – железный наконечник стрелы и бронзовую коньковую подвеску с птичьими лапками. Такие подвески носили финно-угорские женщины, в основном удмуртки. Они служили оберегом, талисманом, отгоняющим от человека злых духов, дарующим ему свет, здоровье и другие блага. Вероятно, под давлением татаро-монгол они покинули эти края, ушли на север.

Позднее облюбовали прикамские просторы луговые марийцы. Сюда они пришли в поисках нового дома после взятия Казани Иваном Грозным и присоединения Марийского края к Русскому государству. Свободные земли нынешнего Каракулинского района понравились трем братьям – Ныру, Пыру и Саку, здесь они основали деревни Ныргында, Быргында и Усть-Сакла и продолжили свой род. Все три деревни существуют по сей день.

Есть и другая легенда о создании Быргынды, относится она к временам Отечественной войны 1812 года. Когда во всех уголках России шли принудительные сборы рекрутов для участия в боях с наполеоновской армией, царские чиновники силой забирали людей из деревень и партиями отправляли на фронт. Те, кто не желал повиноваться царской воле, бежали в леса. Среди них были потомки луговых мари Пргынде, Кенчыбай, Камбар, Поняй. Они поселились в здешних местах, а деревню свою назвали по имени Пргынде, который имел наибольший авторитет среди товарищей и был инициатором побега.

Это лишь одна из версий происхождения названия Быргынды. По мнению старожилов, деревня получила свое название от словосочетания «вур кинде» – «кровавый хлеб». Якобы на плодородном поле за рекой Быргындинкой произошло кровавое побоище между быргындинцами и соседями-чегандинцами. Еще одна легенда говорит о том, что кровавый хлеб традиционен для марийцев – при выпечке домашнего хлеба они используют кровь.

По другим данным, название Быргында с тюркского языка переводится как «одинокая гора» или «лесная гора». Гора, покрытая лесом, здесь действительно есть.

Все, что касается возникновения поселения и его названия, лишь догадки и предположения. И все же решено, что основана деревня в 1716 году, и в прошлом году она отметила 300-летие.

 

С хлебом-солью

Сейчас в Быргынде проживают 760 человек, в школе учатся 84 ребенка. В 2013 году здесь открыт современный детский сад на 40 мест. Есть в деревне сельская администрация, ФАП, библиотека. Центром культурной жизни стал местный клуб.

Здесь разработали свой туристический проект «Два дня в гостях у марийцев» и радушно принимают делегации гостей из разных уголков Удмуртии и России. Здесь уже побывали туристы из Татарстана, Башкортостана, Нижнего Новгорода, Москвы, Екатеринбурга. Туристов, что решили посетить прикамскую деревеньку, поприветствуют веселыми гостевыми песнями, обучат национальным играм и танцу «восьмерочка», проведут экскурсию по дому культуры и по деревне, познакомят с национальными костюмами, попотчуют особыми марийскими блюдами – это лепешки-шушуны, котлеты из крови, блины и пироги с калиной, и даже раскроют секреты самогоноварения.

Как правило, гостей приводят в один из домов Быргынды, где их ждет щедро накрытый стол. В роли хозяйки выступает уважаемая пожилая жительница деревни, из уст которой можно услышать рассказы о традициях марийцев, например, о свадебном обряде и обряде сватовства. Особенность последнего в том, что девушка, к которой пришел свататься молодой человек, сразу же должна уйти в его дом.

Национальные песни, что хорошо помнят и с удовольствием напевают старики на вечерках, подхватывает молодежь. При клубе уже больше 20 лет существует образцовый фольклорный ансамбль  «Рвезылык» (молодость). Юные артисты поют марийские песни, показывают в игровой форме национальные обряды – демонстрируют свое творчество гостям деревни, а также ездят с концертами по району и республике.

Любимые праздники

Быргындинцы любят праздники, при этом некоторые из них отмечают по-марийски. В свое время здесь была языческая территория, но, как говорят сами жители, Иван Грозный всех крестил, именно при нем в этих местах была построена первая церковь. Сегодня местные посещают храм Христа Спасителя в селе Новопоселенном, которое образовалось из двух деревень – Ижболдино и Коростино. Но и языческих обрядов не забывают, правда, исполняют их скорее играючи, чем всерьез.

Например, Рождество по-марийски называется Шоры кион, а переводится как «овечья нога» (баран, овца – священное животное этого народа). Если православные празднуют его 7 января, то у язычников оно не привязано к конкретной дате и выпадает на первый четверг января, в этом году пришлось на 1 января. Отмечается оно три дня с песнями и колядками.

Традиционный любимый праздник в Быргынде – День села – празднуется 12 июля, в Петров день. Жители деревни и их гости, приезжающие из соседних деревень, из Башкирии, Татарстана, Марий Эл, собираются на берегу Камы, общаются, поют национальные песни, играют, танцуют. И в теплый июльский вечер плывут вдоль речного берега марийские напевы, раздаются радостные голоса и веселый смех собравшихся…

 

Трудолюбивые марийцы

Жители Быргынды и работать умеют на славу. Основное предприятие здесь – ООО «Бел-Кам-Агро», а ранее здесь был колхоз «Россия», а еще раньше – большой колхоз «Кама».

Старожилы помнят, что первое название здешнего сельхозпредприятия звучало на марийском языке – «Вьян Мари», в переводе «сильные марийцы». Сохранился альбом эстафеты полезных дел от 1957 года, где говорится, что в деревне насчитывалось «всего 26 комсомольцев, из них двое работают в школе, двое – на тракторе, одна доярка, одна акушерка, остальные являются колхозниками, в том числе со стажем не более одного года».

Позднее хозяйство было переименовано в «Урал Мари» (уральские марийцы), а еще позднее – в «Чулпан». В альбоме записано: «Колхоз «Чулпан» собрал высокий урожай смородины. При плане 48 ц собрал 72 ц, план перевыполнен на 24 ц». Действительно, когда-то здесь были большие сады, где выращивались яблоки, смородина, другие фрукты и ягоды. Сегодня на месте садов жилые дома.

Три сотни лет стоит на камском берегу Быргында. Сколько воды утекло за это время, сколько поколений родилось, сколько песен спето… Неизменным остается одно: те, кто вырос в этих местах, навсегда сердцем привязаны к ним. Те же, кто побывал здесь в гостях, навсегда запомнят Быргынду радушной и творческой, ее жителей – добрыми и открытыми.