Раскрутить фермера

Главная

В этом году фермерскому сектору АПК республики в шестой раз была оказана безвозмездная финансовая помощь от государства. Для многих выделяемые гранты стали гарантией открытия и развития собственного хозяйства, но в профессиональных кругах не утихают сомнения о недостаточно разработанной и прозрачной процедуре их распределения. Так куда уходят субсидии, предназначенные для поддержки фермеров?

 Гранты работают

Стартовавшая с 2012 года федеральная программа поддержки малых форм хозяйствования на селе за годы реализации доказала свою эффективность: начинающие фермеры получили реальную возможность быстрее организовать своё дело, а семейные животноводческие фермы – полноценно и интенсивно развиваться. О том, что фермерские гранты в Удмуртии работают и приносят должный эффект, подчёркивают и в профильном министерстве: за пять лет на средства полученных грантов приобретено 1 тыс. 985 голов сельхозживотных, 323 единиц сельхозтехники и 46 единиц оборудования различного направления. В нынешнем году этот список ещё дополнится – в конце июня были вручены 18 новых сертификатов. Нынче республика получила достаточно хорошую финансовую подпитку из федерального центра – это 94 млн руб., для сравнения: в 2016-м на поддержку малых форм было выделено всего 52 млн рублей. Это позволило увеличить размер гранта. Так, максимальная сумма, на которую могли претендовать в этом году начинающие фермеры, сделавшие ставку на молочное и мясное скотоводство, составила 3 млн против 1,5 млн руб. в прошлом. 10 млн руб. – это уже на развитие семейной фермы. (По остальным направлениям сельхозпроизводства сумма грантов: 6 млн – на развитие семейной фермы и 1,5 млн – на поддержку начинающего фермера).

Надо также отметить, нынче в бюджетную поддержку фермеров было включено ещё одно направление – сельскохозяйственные потребительские кооперативы, развивающие производство и переработку сельхозпродукции. По этому направлению выданы два специальных гранта, направленные на развитие материально-технической базы. Их счастливыми обладателями стали снабженческо-сбытовые кооперативы Можгинского и Алнашского районов.

В целом число грантополучателей увеличилось до 181 фермера (напомним, сегодня в республике работают более 550 фермерских хозяйств и фермеров-индивидуальных предпринимателей), а общая сумма оказанной за эти шесть лет грантовой поддержки составила 371 млн рублей. Из них около 230 млн – это средства федерального бюджета. Сегодня можно привести в пример не одну историю успеха удмуртских фермеров, которые, опираясь на поддержку государства, смогли воплотить в жизнь свои идеи. Например, это Людмила Сергеевна Гаврилова из Можгинского района, её по праву можно назвать опытным конкурсантом среди фермеров, выигравших нынешний конкурс и получивших сертификат на развитие семейной животноводческой фермы. Два года назад она заявилась как начинающий фермер и получила грант, на который приобрела трактор и коров. Теперь в её хозяйстве содержится 200 голов КРС. На полученный в этом году грант она планирует строительство новой молочно-товарной фермы на 150 скотомест. Павел Михайлович Киселёв из Шарканского района получил грант как начинающий фермер в 2013 году. Он специализируется на мясном скотоводстве и планирует увеличивать своё поголовье. В его хозяйстве уже содержится 103 герефорда. Удмуртия богата на действительно талантливых фермеров и успешные фермерские хозяйства, которые становятся настоящими кормильцами не только своих семей!

«С этого года приоритетом поддержки малых форм мы обозначили строительство животноводческих ферм, поскольку задача достижения 1 млн т молока и на плечи фермеров тоже ложится, – подчеркнул и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия УР Александр Аркадьевич Прохоров. – И мы в целом надеемся, что доля фермерских хозяйств в общем объёме региональной валовой продукции будет увеличиваться из года в год – по отдельным районам этот показатель уже достигает 20% ,и мы обретём в них серьёзных партнёров в развитии экономики сельского хозяйства республики. По реализации данной программы видно: в фермерское движение вливаются всё более подготовленные, всесторонне подкованные и уверенные в себе фермеры».

«Это отражается и на проведении конкурса – ежегодно повышается качество предоставляемых конкурсантами документов, растёт их количество. Если в прошлом году к участию было допущено 38 начинающих фермеров, то уже в нынешнем – 50. Очень сложно проводить отбор – все достойны гранта», – вторит замминистра Виктор Игоревич Бабинцев.

Растущую конкуренцию среди желающих получить гранты в полной мере ощутили на себе и все нынешние грантополучатели: по желающим начать своё дело конкурс составил шесть человек на одно место, семейным фермам – два человека.

В равных условиях

Счастливым победителем себя ощущает Руслан Витальевич Коротаев из Вавожского района – в этом году на конкурсную борьбу он заявился впервые, и вот – успех с первого раза! «Предъявляемые к начинающим фермерам требования для получения гранта я бы не назвал «кабальными»: по пятибалльной шкале их тяжесть можно оценить на «четвёрку», – делится он. – Самый сложный пункт, который, к слову, отмечают все конкурсанты, – это финансовый аспект. Претендуя на поддержку, мы должны показать свою долю софинансирования – не менее 10% от суммы гранта. Те, кто только встают на фермерскую стезю, не имеют таких свободных денег. Ну а в остальном, считаю, победу на конкурсе обеспечивают упорство и работа. А конкуренция должна быть в любом деле, ведь это двигатель процесса!»

Вполне приемлемыми правила получения гранта считает и глава КФХ из Граховского района Михаил Леонидович Бурлаков. В прошлом году его первая попытка оказалась неудачной – чтобы стать грантополучателем, не хватило обидного одного балла. «Подвели» недоработанные документы. А нынче к конкурсу уже подошёл во всеоружии – получил грант в размере заявленных 5 млн руб. на развитие своей семейной фермы. «Я не стал запрашивать максимальную сумму, поскольку в этом случае пришлось бы после получения гранта разместить на своём расчётном счёте 100 тыс. руб., а на остальные 300 тысяч получить банковские гарантии. Таких возможностей у меня нет, – делится он. – Вообще, фермеров, которые имеют возможность выполнить это условие, в республике не так уж много».

«Нередко с мест приходится слышать высказывания по поводу того, что финансово слабым фермерам невозможно получить грантовую поддержку. И это действительно так, – подчёркивает Виктор Игоревич Бабинцев. – Программы «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма» прежде всего направлены на поддержку состоявшихся, средних фермерских хозяйств. Государство, выделяя, по сути, безвозмездную помощь, со своей стороны тоже должно иметь гарантии. Иными словами, уверенность в том, что получившие гранты владельцы КФХ будут развивать и расширять своё производство. Никто не раздаёт субсидии направо и налево. А изменить установленный порядок предоставления и реализации грантов не в наших полномочиях – это федеральные условия. То есть для всех фермеров разработан единый порядок на получение гранта, все они находятся в равных условиях».

Кстати, наличие личного первоначального капитала – это как раз «требование Москвы» на подачу заявки. Другими существенными правилами допуска к участию к отбору являются следующие: заявитель в течение последних трёх лет не осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве ИП и (или) не являлся учредителем коммерческой организации (за исключением данного КФХ). Своё хозяйство он должен зарегистрировать в сельской местности и жить именно в том муниципальном образовании, где оно зарегистрировано, и не иметь задолженности по налогам.

На местном уровне можно менять разве что критерии конкурсного отбора, продолжает эксперт. И одно новшество в этом году как раз было внесено, коснулось оно защиты бизнес-плана, которая вызывала немало критики со стороны специалистов. Ведь по ней предусматривалась самая высокая и, к слову, субъективная оценка со стороны членов комиссии – 10 баллов, выигрывали, естественно, те, кто владеет красноречием и риторикой, знает правила успешной презентации. А много ли таких среди простых тружеников села, которые привыкли дела делать от зари до зари, а не разговоры разговаривать? И это правильно, что баллы уравняли – теперь по каждому пункту конкурсанты получают максимальные пять баллов. И требования по выставлению баллов чётко прописаны, например, за имеющееся у заявителя поголовье в 100 голов предусмотрена одна оценка, за 30 голов – уже другая. Ровно так же и по заявленным собственным средствам на развитие фермерского хозяйства.

Что же существенно влияет на получение наивысшей итоговой оценки конкурного отбора? «Это, безусловно, стаж работы в хозяйстве: если он составляет более семи лет, конкурсанту начисляется максимальное количество баллов. Второй важный момент – выручка от финансовой деятельности и третий – направление ведения бизнеса. Те, кто специализируется на молочном и мясном скотоводстве, получают пять баллов», – продолжает замминистра.

Ещё один насущный вопрос, который интересует многих, – почему гранты уходят в одни и те же районы? «Если оценить географию, действительно, грантополучателями чаще всего становятся фермеры из южных районов республики, – соглашается Виктор Игоревич Бабинцев. – На протяжении шести лет активно участвуют в программе и выигрывают алнашцы, можгинцы, завьяловцы, малопургинцы. Но есть и исключения из правил, так, первый грант нынче получил Граховский район, аналогичная ситуация и в Кизнерском. С другой стороны, в Красногорском уже три грантополучателя. Думаю, успех этого дела всё же во многом зависит от районных управлений сельского хозяйства, от того, как организована эта работа на местах».

Капкан гранта

По мнению эксперта, выиграть грант – это ещё полдела, получившие государственную поддержку фермеры берут на себя большие обязательства. Среди них создание рабочих мест в фермерском хозяйстве, занятие выбранным видом деятельности в течение как минимум пяти лет, использование полученных средств только по назначению – грантовые средства являются целевыми и могут быть использованы только в соответствии с планом расходов, прописанным в бизнес-плане. И предоставление регулярного отчёта за потраченные средства.

За освоением грантов со стороны контролирующих органов осуществляется очень жёсткий надзор, отмечают грантополучатели прошлых лет, приходится отчитываться буквально за каждый шаг и за каждый потраченный рубль. Но как показывает практика, эти проверки – не зря: во многих регионах выявляется масса нарушений предприимчивыми фермерами. Предоставляются трудовые книжки с фиктивными записями о наличии стажа в сельском хозяйстве, скрывается второе место работы, грантовые средства размещаются на депозитах в банках для получения незаконного дохода в виде процентов, осуществляется фиктивная купля-продажа кормов, животных друг у друга якобы на полученные средства. Немало проблем выявляется и по ответственным грантополучателям – многие не могут достигнуть плановых показателей. И хотя здесь не просматривается личной выгоды и мошенничества, тем не менее нести ответственность приходится, поскольку считается существенным нарушением условий соглашения. Во всех вышеперечисленных случаях исход только один – возбуждается уголовное дело о взыскании выделенных государством средств.

В нашей республике за пять лет было выявлено пять подобных фактов. Проверки показали: в одном случае грантополучатель не выполнил обязательство по строительству фермы, другой – по приобретению скота. А третий, заявляясь на грант, указал, что имеет в наличии трактор, который, как выяснилось позже, состоял на балансе местного хозяйства. Безусловно, это было сделано для того, чтобы «заработать» больше баллов на конкурсном отборе. Возврат гранта грозит и тем, кто получил поддержку ещё в 2012 году, но за всё это время так и не создал в своём хозяйстве соответствующих рабочих мест. В данный момент уголовные дела ведутся в отношении двух фермеров.

«Очень больно, когда подписываешь приказ о том, чтобы начать возврат этих денег. Просто рука не поднимается, но приходится – мы государевы люди и должны нести ответственность за целевое использование фермерских грантов», – заключает Александр Аркадьевич Прохоров.