Под звон колоколов

DSC02220

Купола отражаются в зеркале пруда, колокольный звон разносится по округе, – благодать и спокойствие. Это старинное село Норья. Предположительно оно возникло в XVII веке, а его история насчитывает более 400 лет!

DSC02239

Древнее селенье

Народная легенда гласит, что давным-давно на месте села жили древние люди, они охотились в лесах, ловили рыбу и занимались скотоводством. Поскольку в те времена господствовал матриархат, их предводителем была красивая женщина с сильным характером по имени Норья. Постепенно селенье разрасталось, и, чтобы охотиться, некоторые люди уходили в другие места, строили дома, а новые деревни называли Кулай-Норья, Сизяшур-Норья, Курчум-Норья и т. д.

По другой версии, первые жители пришли в норьинские места со стороны Татарстана. После разорения столицы удмуртского княжества –  города Арска, не выдержав экономического и религиозного давления со стороны русских и татар, арские жители уходили на малозаселенный  восток с огромными лесными массивами, богатыми пушниной и зверьем. Основная часть рода Норья обосновалась в центральной Удмуртии по берегам рек Постол и Лудзи. В честь навсегда покинутого родного селения Сизя (современный Арский район Татарстана) соседнюю с Норьей деревню назвали Сизяшур-Норья. В течение столетий воршудно-родовая группа Норья разрослась, выходцы из родового селения основали 15 деревень.

Изначально село называлось Большая Норья, самые ранние сведения о нем обнаружены в списке населенных мест Вятского наместничества от 1781 года. Официально датой возникновения поселения принято считать открытие прихода, который, по сведениям настольной книги о церквях и духовенстве Вятской Епархии, образован в 1841 году. В 1844 году населенный пункт получил статус села и стал центром Большенорьинской волости. Здесь были свой земский фельдшер, волостной старшина, полицейский урядник.

По итогам десятой ревизии 1859 года в 83 дворах казенного села Норья Большая при речке Уйвайке проживали 241 житель мужского пола и 244 – женского, и, помимо церкви, размещались волостное правление, сельская расправа, работали две мельницы.

В 1869 году при церкви создано церковно-приходское попечительство, оно решало задачи по открытию школ, библиотек, обществ трезвости. На тот момент в селе было волостное правление, земское одноклассное училище, земская управа. Жители занимались земледелием, пчеловодством, ремеслами: кузнечным, столярным и слесарным.

По данным переписи населения 1897 года, в селе проживало уже 884 человека.

В 1920-е годы село «кочевало» из состава одного уезда в другой, Большенорьинская волость ликвидировалась и вновь восстанавливалась. В 1929 году с образованием Малопургинского района село Норья вошло в его состав, а с 1935 года относилось к Нылгинскому району, с ликвидацией которого в 1963 году передано в Ижевский сельский район. Через два года Норья вновь перешла в состав Малопургинского района.

Двухэтажный корпус постройки 1881 года

В честь Петра и Павла

В XIX веке история Норьи тесно переплетается с православием. 18 июля 1841 года вятский епископ Неофит послал прошение на постройку церкви в деревне Большая Норья с образованием нового прихода из 12 селений. Определением от 30 июля того же года Святейший Синод разрешил постройку деревянной церкви по чертежам для временных церквей.

В 1843 году храм с одним престолом в честь святых Апостолов Петра и Павла открыл свои двери для прихожан. На его территории располагались деревянные дома для проживания монашествующих, хозяйственные постройки, имелось подсобное хозяйство.

Со временем деревянный храм обветшал. В 1893 году ему на смену на проценты с капитала гражданина Ф. Г. Чернова, купца I гильдии, была построена каменная Петропавловская церковь с тремя престолами: главный – в честь святых Апостолов Петра и Павла, правый – во имя Богоявления Господня, левый – во имя Покрова пресвятой Богородицы.

Как и многие церкви во время правления коммунистического режима, в 1940 году Петропавловская церковь была закрыта. При попытке разобрать колокольню не удавалось извлекать целые кирпичи, а только бой, что спасло церковь от сильного разрушения.  При ее строительстве в качестве связующего материала использовался яичный белок, который придал кирпичной кладке большую прочность.

Некоторое время в здании храма располагался сельский клуб. Только спустя полвека церковь была возвращена верующим, и сегодня она считается одной из красивейших в Удмуртии, является настоящей визитной карточкой села Норья.

Петропавловский храм открыт не только для жителей села и окрестных деревень – сюда съезжаются верующие со всей республики, чтобы отслужить молебен и прикоснуться к святым мощам, которые попали в Норью благодаря митрополиту Николаю и бережно хранятся местными священнослужителями. Это такие святыни, как частица мантии Спиридона Тримифунтского, одеяния Афанасия Афонского, частицы мощей Максима Сербского и святителя Григория Богослова, частицы гробов Тихона Задонского и святителя Гермогена Московского.

DSC02246

Норьинская «изюминка»

С некоторых пор название села Норья тесно связано с именем Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря. Изначально монастырь в 1996 году был открыт при Свято-Александро-Невской церкви села Русский Пычас Можгинского района, но в 2003 году по прошению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая Священный Синод постановил перевести монастырь в Норью. Так приход  Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был преобразован в Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь при храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. У местных крестьян были выкуплены земли около храма, на которых построили келейный корпус и хозяйственные постройки. К 2009 году в штате монастыря числились три священника, девять монахинь и шесть послушниц.

В отличие от других духовных центров Удмуртии, монастырь является самой молодой постройкой. Его ворота открыты для всех желающих. Приезжают, как правило, во время постов – пожить столько, сколько нужно, стар и млад, даже с грудными детьми. Едут, чтобы исповедоваться, причаститься, побеседовать с батюшкой и помочь обители, исполняя послушания. На территории монастыря находится гостиница с пятиместными кельями, иордань для освящения воды, Поклонный крест. Ежедневно – богослужение. Каждый вечер – крестный ход. По утрам – молитвы и акафист Серафиму Саровскому.

Серафимовский женский монастырь привлекает не только паломников, но и туристов. Здесь они могут окунуться в быт, прочувствовать и увидеть, как живут и работают служители церкви. Но главная причина интереса туристов – необыкновенная красота этих мест, где каждый проникается чувством спокойствия и умиротворения. Монастырь стоит почти на берегу озера, у самого подножья густого леса. А как прекрасен звон колоколов на фоне рассвета или заката!

Каждый, кто приехал в Норью, обязательно посещает и святой источник в честь иконы Божьей Матери. Здесь люди умываются святой водой, пьют ее и набирают с собой. Самые отважные обливаются студеной водицей (для этого обустроены закрытые купальни), чтобы зарядиться энергией и бодростью. Говорят, что после такого душа возникает ощущение, будто заново родился.

 

Как доехать

с. Норья, Малопургинский район

Расстояние от Ижевска 45,2 км

50 мин на автобусе

40 минут на машине