Новый век Старого Мултана

DSC03133

В селе Короленко Кизнерского района достопримечательностей немного, однако с ними стоит познакомиться поближе.

Село Короленко – небольшое, но привлекательное и по-домашнему уютное, как многие сельские населенные пункты. Тут и улочки, окутанные ароматами цветов, и петушиные переклички, и безмятежная, неторопливая деревенская жизнь. Почитателям истории Удмуртии, любителям природы и рыбалки и всем, кому интересен внутренний туризм, обязательно хоть на час-другой стоит заехать в эти края.

След из прошлого
До 1939 года село Короленко называлось Старым Мултаном. Переименовано оно было по просьбе селян в честь Владимира Галактионовича Короленко – народника, политического активиста, который защищал жителей села – участников «Мултанского дела», ставшего одним из самых громких процессов о кровавом навете в мировой истории.
А по легенде, дошедшей до наших дней, история Старого Мултана началась гораздо раньше – в XVI веке. «В те времена шла Казанская война, и когда места поселений племен удмуртов около Казани превратились в территорию ожесточенных боев, они были вынуждены переселиться на территорию Кизнерского и Алнашского районов», – приоткрывает страницы летописи родного края заведующая музеем им. Короленко «Вуж Мултан» Татьяна Филипповна Анисимова.
По ее словам, там, где сейчас располагается село, в средние века стоял густой, дремучий лес, протекала речка Мултанка. Удмурты уже тогда занимались хлебопашеством и искали для своих селений хорошие земли. Легкие песчаные почвы юга современной Удмуртии им понравились, и охотник Мултон решил перевезти сюда свой род. В честь первого поселенца населенный пункт назвали Мултоном, следом за ним возникли и другие поселения – Новый Мултон, Старый Мултон. Постепенно звук «о» сменился на «а», и село стали именовать Мултаном. По официальным данным, в конце позапрошлого века в Старом Мултане проживали 117 семей, из которых 40 были русскими, а остальные – удмуртами. Они делились на два племени: учурки (13 семей) и будлуки (64 семьи). Каждое племя поклонялось собственным родовым богам и имело свои ритуальные шалаши для проведения обрядов. Посещение чужого шалаша религией удмуртов запрещалось.

DSC03149

Кровавое дело
«Если вы представите себе, что Мултан – глухая деревушка, окруженная лесными дебрями, затерянная и одинокая, – то вы сильно ошибетесь. Это большое село, окруженное давно распаханными старыми полями, отстоящее лишь в 50 верстах от большой пристани Вятские Поляны, на реке Вятке, и в полутора десятках верст от большого пермско-казанского тракта. В Старом Мултане вот уже 50 лет существует церковь, 50 лет вотское село служит центром православного прихода; в нем живут постоянно два священника с причтом, и 30 лет дети вотяков Старого Мултана учатся в церковно-приходской школе», – напишет потом в своих публицистических очерках В. Г. Короленко. Именно благодаря ему семь крестьян-удмуртов из деревни, обвиняемые в 1892–1896 гг. в убийстве русского нищего ради человеческого жертвоприношения, были оправданы. Как выяснилось, судебное дело было сфабриковано властями с целью разжигания вражды между народами разной веры. Позже Короленко на личные деньги провел еще одно частное расследование убийства Матюнина. Согласно его результатам, убийцами стали крестьяне из деревни Анык, которые хотели отнять землю у вотяков, но официального подтверждения эта версия так и не получила.
– Одной из причин «Мултанского дела» была попытка передела земли, – объясняет версию Татьяна Филипповна. – Церковь в Старом Мултане была центром православного прихода. Сюда со всей округи собирались люди на праздники, на службу, поэтому местные торговцы находились в более выгодном положении, чем предприниматели из соседних деревень. Последние были вынуждены приезжать сюда, не имели своего постоянного дохода. Нашлись двое из Аныка, которые захотели стать на этой земле постоянными хозяевами. Убив человека, они были уверены, что жителей соседней деревни накажут и сошлют в Сибирь.

DSC03047

Дом-музей «Вуж Мултан»
Первый объект, который стоит посмотреть в селе, это, конечно же, знаменитый дом, в котором жил Василий Кузьмич Кузнецов – один из подсудимых по «Мултанскому делу», и где в 1895 году останавливался В. Г. Короленко, приезжая на защиту удмуртов. Это здание 1892 года постройки – памятник истории республиканского значения, в нем расположен дом-музей «Вуж Мултан». В настоящее время на первом этаже музея собраны экспонаты, связанные с «Мултанским делом» и именем Короленко. На фото на стене – семь обвиняемых крестьян-удмуртов. «Обратите внимание, шесть подсудимых – в арестантской одежде, а Кузнецов, более зажиточный, чем остальные жители села, – в гражданской. Видимо, его не держали постоянно под следствием, он ходил, искал средства для того, чтобы нанимать защитников на судебные процессы», – продолжает рассказ Татьяна Филипповна.
На втором этаже размещена экспозиция удмуртской избы конца XIX-начала XX века и двухэтажная клеть, где представлены орудия труда, предметы быта, ткачества и домашняя утварь.
«Мултанское дело» оставило свой негативный след в истории и судьбах людей. По словам Т. Ф. Анисимовой, когда в 1962 году создавался музей, в селе нельзя было найти удмуртские наряды. Народ был сильно запуган. Четыре с лишним года здесь не проводили праздники, не отмечали свадьбы. Некоторые даже фамилии поменяли, чтобы их род не пострадал из-за того, что они были причастны к этому делу. Однако вместе с тем старомултанцы из поколения в поколение передавали потомкам мысль, чтобы они не держали зла на убийц, что говорит о дружелюбии и доброте местных жителей.

DSC03137

Успенско-Богородицкая церковь
Людей верующих, безусловно привлечет в селе знаменитая Успенско-Богородицкая церковь. Первый деревянный храм во имя Святого Николая был здесь построен в начале XIX века. В 1860 году на его месте известный елабужский купец, меценат Федор Григорьевич Чернов, привлекая лучших архитекторов, художников, построил новую церковь с тремя престолами. Старожилы говорят, что она никогда не закрывалась. Есть сведения, что во время войны в церкви был расположен склад для зерна. Однако, как помнят очевидцы, в одном из приходов все равно проходили службы. А в 1930-е годы, в период становления советской власти, с церкви был скинут главный колокол. К сожалению, сегодня по округе не разносится переливистый звон церковных колоколов, однако ее священник – отец Николай Луговой – с 1972 года несет исправно свою службу.
Без церковных обрядов не обходится ни одно более-менее значимое событие в жизни короленковцев и жителей окрестных деревень.

После экскурсий
Село Короленко – это еще и отличный отдых на природе. На его территории расположены пруд и речка – рыбалка может стать интересной и увлекательной. Гордятся местные жители и своим родником «Живой ключ», считается, что вода в нем отзывается на разговор. Ну и, конечно, особый, национальный колорит этой местности придают самодеятельные творческие коллективы, один из них – ансамбль, название которого переводится с удмуртского как «Молодой задор». Его силами были поставлены национальные обряды «Новоселье», «Проводы в армию», «Крещение ребенка» и даже обряд жертвоприношения. Так что приезжайте – посмотреть есть на что!
Как добраться
200 км от Ижевска
2.50 часа на машине
3,5 часа на автобусе