Набрать вес: старт для развития

стейк по российски

Продолжение. Начало 28.12.2017.

Чиновники поспешили заявить: подобные проекты должны стать стартом для развития специализированного мясного производства в стране. Но уже очевидно, что зарождающийся рынок элитной говядины ждёт сложный путь – простых решений, позволяющих увеличить объёмы производства говядины внутри страны, сейчас нет. Отечественным производителям предстоит не только конкурировать с импортной продукцией, но и усиленно наращивать поголовье мясных пород КРС, формировать культуру потребления настоящей говядины у российского потребителя. Спрос будет, если она станет доступной для более или менее массового потребителя. Но для этого, соответственно, нужно наращивать объёмы производства.

Крупные производители уже столкнулись с дефицитом скота мясного направления продуктивности – наращивание маточного поголовья значительно отстаёт от созданных мощностей откормочных площадок. Не зря АПХ «Мираторг» взялся за откорм молочного молодняка, в начале 2017 года открыв в Курской области откормочный комплекс мощностью 30 тыс. голов. Под этот проект компания даже получила 708 млн руб. госсубсидий по линии молочного животноводства. Комплекс  рассчитан на выращивание шлейфа молочного поголовья не только своего хозяйства, будет осуществляться закупка на других молочных фермах. А конечным продуктом должна стать розовая телятина – ещё один мясной деликатес от агрохолдинга. Это диетическое мясо бычков возрастом до восьми месяцев, выращенных по программе кормления молочными продуктами в течение первых шести недель с последующим переходом на цельное зерно и протеиновые добавки в течение всего оставшегося периода. Поставки розовой телятины в розничную сеть уже начались.

В Национальном союзе производителей говядины подчитали: нынешняя совокупная потребность в мясном скоте на убой только для компаний «Мираторг», «Заречное», «Албиф», «ОренБив», сети супермаркетов «Ашан» и ресторанной сети «Макдоналдс» составляет 350–380 тыс. бычков в год. Однако маточное поголовье мясного и помесного скота в России сегодня – всего 1 млн коров. Успешная отрасль, по самым скромным подсчётам, должна насчитывать 5–7 млн голов, то есть иметь объём производства  в 5–10 раз больше, чем сейчас. Где взять такое поголовье? – проблемный вопрос. Никого не заставишь вкладываться в рискованное и невыгодное дело, а именно таковым является специализированное мясное скотоводство для большинства регионов страны. Исключение представляют разве что Калмыкия, Краснодарский край и Дагестан, где с точки зрения климата выгодно выращивать специализированно говядину в промышленных масштабах. И при выстраивании современных технологий содержания скота под открытым небом – на Алтае, Дальнем Востоке и в Сибири, здесь есть подходящие земли под пастбища. Остальные по себестоимости будут проигрывать той же импортируемой из Латинской Америки отборной говядине. Ведь основное конкурентное преимущество этих и других зарубежных стран – круглогодичный свободный выпас, когда животные, находясь в естественных условиях (на огороженных «электропастухами» культурных пастбищах) и питаясь подножным кормом, нагуливают вес, можно сказать, бесплатно.

Продолжение следует.