На дальней станции

Село Кекоран засыпает и просыпается под стук колёс поездов – здесь пролегает знаменитая своей историей железная дорога Ижевск-Балезино. Почти у самых рельсов стоит старинная церковь, поблёкшая от времени, но прекрасная в своём величии. А трава в этих краях, как в песне, по пояс – живописные окрестности завораживают.

Храм у дороги

Обычно храмы красуются в центре села как средоточие всей жизни человека, а в Кекоране, напротив, церковь стоит возле железной дороги. Вероятно, не самое удачное соседство. Но каждый проезжающий может любоваться творением зодчих и прикоснуться к красоте.

У Свято-Троицкого храма богатая история, он возведён в далёком 1844 году. Строили всем миром, каждый помогал, чем мог – деньгами, зерном. Большой вклад внёс купец Фёдор Чернов, он выделил на строительство 10 тыс. рублей – огромные деньги. История не сохранила имени архитектора, создавшего проект каменного чуда в Кекоране. Но тем не менее, сам храм, выполненный в византийском стиле, теперь является памятником его трудам. Возведена церковь была вручную, однако в удивительно короткий срок.

В только открытом приходе села Кекоран числилось 600 мужских и 609 женских душ. По тем временам это было глухое место на самой границе Сарапульского и Малмыжского уездов, и поначалу и священников, и дьяконов посылали сюда проштрафившихся, неприкаянных по жизни.

У первых священнослужителей домов своих не было – они ютились в крестьянских избах, «ружного подаяния» получали «полтора пуда ржи, ячменя и овса по пуду…». Жили батюшка и дьячок довольно скромно, если не сказать – скудно. А ведь в семьях было много детей.

Постепенно Кекоранский приход разрастался, и вот уже в начале XX века появилась необходимость расширить храм. Проект составил знаменитый архитектор И. А. Чарушин. По его работам построены многие светские здания в России, например, Епархиальное женское училище (сейчас Елабужский педагогический университет), а также необычайной красоты храм Иоанна Предтечи в г. Вятке (Кирове). Среди работ архитектора кекоранский храм занимает своё почётное место.

В 1913 году к храму были пристроены два придела, вместо одного алтаря стало три. На колокольне было семь колоколов разной величины, в ясную погоду звон большого колокола было слышно даже в Якшур-Бодье, за 12 километров от церкви. Чарушин так бережно отнёсся к трудам своего неизвестного предшественника и искусно составил проект по переустройству храма, что, только зная об этом, можно догадаться, что приделы созданы позднее. Настолько органично они вписаны в первоначальный облик.

В череде кекоранских священнослужителей встречалось немало примечательных личностей. Возле самого храма стоят два чудом сохранившихся надгробных памятника – священнику Гавриилу Максимовичу Бехтереву и его сыну Василию. Отец Гавриил прослужил в Кекоране аж 46 лет, до самой своей смерти в 1904 году – практически всю вторую половину XIX века.

Одна из знаковых и одновременно трагических личностей в кекоранской истории – отец Александр Розанов. Он был настоятелем церкви с 1906 до 1937 года. Именно его попечениями и был расширен храм. Народ уважал и любил своего настоятеля. После Октябрьской революции батюшке пришлось много претерпеть от новой власти: уполномоченные по делам религии старались отравить его жизнь, как только могли. Лишили избирательных прав, вызывали на допросы, обыскивали небогатое его жилище, описывали имущество и грозили выставить на торги. В 1937 году «тройка» приговорила отца Александра к 10 годам лагерей. Через несколько месяцев он скончался на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Избавившись от настоятеля, новая власть постаралась избавиться и от храма. Официально он закрылся в 1939-м, но фактически службы не проводились после ареста отца Александра Розанова. Однако по настойчивым просьбам, поступавшим еще с 1944 года, в 1947 году церковь вновь открыли. За восемь лет бездействия она была доведена до бедственного состояния – в храме хранили зерно.

И с тех пор в Кекоране не прекращаются службы. Даже в обычные дни в годы советской власти приходило 50–60 человек, а в праздничные дни – без преувеличения, тысячи. Например, на Радоницу, день поминовения усопших на девятый день после Пасхи, в 1951 году пришло 1500 человек.

Сейчас храм, построенный и сохранённый трудами многих людей, нуждается в реконструкции. Однако поблёкший внешний вид – это вторично. На первом плане – возможность получить здесь душевное умиротворение, прикоснуться к Богу. Кстати, в последнее время больше посещают Свято-Троицкую церковь приезжие, чем местные жители. Основная часть прихожан – интеллигенция.

Триста лет тому назад

Как населённый пункт Кекоран зародился задолго до строительства храма – в 1715 году. Два года назад он отметил 300-летие.

Существует несколько версий происхождения названия села. Говорят, что здесь изготавливали каменные жернова для многочисленных мельниц – их в своё время насчитывалось 12. «Ке» в переводе с удмуртского языка «мельничный жернов», а «корка» – «рубить». По второй версии, первыми поселенцами здешних мест были Кокорины, а название Кекоран – результат ассимиляции звуков.

Также рассказывают, что основатели села переехали сюда из деревни Пислегурт после того, как на реке сделали запруду и построили мельницу. Это были шесть удмуртских семей. Поначалу они строились за рекой на северном поле, но что-то им там не понравилось, и они переехали на южное поле. Через несколько лет приехали сюда жить ещё шесть семей русских из Юкаменского района. Их фамилии: Семенищев, Черных, Нелюбин, Слотин, Микрюков, Шмаков. Они строились ближе к реке.

Удивительно, но реки в этих краях текут в разных направлениях. Согласно легенде, вышло так потому, что мифологические великаны алангасары укладывались в водораздел и тем самым нарушали естественное течение рек.

Вообще кекоранская сторона богата родниками. Есть здесь Прохор ошмес, названный в честь мужика Прохора, есть Пал ошмес – заречный ключ. А вода из Поп ошмес, названного так из-за близкой расположенности к жилищу попов, сегодня бежит по сельскому водопроводу.

В былые времена Кекоран славился своими мельницами, но ни одна из них до сегодняшнего дня не сохранилась. Вначале мельницы строили маленькие, а потом их расширяли. Одна за другой они были закрыты и с годами разрушились. Так, в 1900 году заброшена мельница на Апаче, в 1955 году – прорвало сразу две мельницы – Кекоранскую и Порвинскую, в 1977 году была заброшена Лысовская мельница.

И в пургу, и в дождь

Сквозь Кекоран пролегает железнодорожная линия Агрыз-Ижевск-Пибаньшур. Станция здесь была открыта в 1945 году, а в 1997 году в Кекоране был воздвигнут мемориал строителям железной дороги. Как известно, возводили линию во время войны крестьяне из разных уголков Удмуртии: работали кирками и лопатами, жили в землянках, пищу готовили на костре. А в Свято-Троицком храме в эти годы располагалось управление по строительству железной дороги.

В октябре 1943 года строители рапортовали Иосифу Сталину: «…Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождём десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание – быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» А 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приёмке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.

В небольшом по площади Кекоране имеются ещё два памятника: ушедшим на войну односельчанам и погибшим воинам. Помнить о тех, кто ковал Победу, – традиция, передающаяся здесь из поколения в поколение. На 9 Мая памятники утопают в цветах.

Если вам доведётся побывать в Кекоране, то, познакомившись с его достопримечательностями, не поленитесь выйти за околицу – живописные пейзажи откроются вашим глазам: взгорки, холмы, поля. Природа – тоже гордость и украшение этих мест. Обойти её вниманием – значит, не до конца познать Кекоран.DSC03346