Лозунг тот же: землю – крестьянам!

Алевтина Митрофанова

Застарелая проблема с землепользованием в сельском хозяйстве в прошлом году, наконец, получила новый виток – были приняты поправки в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Какая правоприменительная практика реализации новой буквы закона сложилась в Удмуртии, каких результатов стоит ждать?

Новая целина

Редакции закона, вступившей в силу в начале июля 2016 года, с нетерпением ждали многие. Слишком долго шли разговоры и велись дискуссии о целевом использовании сельхозземель, совершенствовании земельного законодательства страны. Наследие прошлого оказалось слишком громоздким и неподъёмным для новой России. Ведь земли бывших совхозов и колхозов были разделены на земельные доли и распределены между работниками на праве собственности ещё в 1990-е годы. Однако значительное количество собственников земельных долей до сегодняшнего дня не зарегистрировали это право. В результате отсутствия государственной регистрации складывается ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, которые образованы в счёт земельных долей, не несут ответственности за их эффективное использование. Но и это ещё полбеды, большое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, не используются по целевому назначению. Более чем за 20 лет они заросли древесно-кустарниковой растительностью, потеряли плодородие.

DSC04264

Очевидно, нежелание оформить землю в собственность или отказаться от прав на неё связано с большими административными, правовыми, финансовыми трудностями оформления. Сельхозорганизации часто не имеют средств для оформления сделок с собственниками земельных долей и участков: это требует подготовки геодезических карт, оплаты работ на местности и т. д. А потенциал действительно неисчерпаем: в масштабе страны сегодня не используется порядка 40 млн га сельхозземель, из них реально вернуть в оборот 10 млн га. Изъяли же по решению судов в прошлом году только 10 тыс. га. Но и это в четыре раза больше, чем в 2015 году. Россельхознадзором всего передано материалов для запуска процедуры изъятия земель у недобросовестных собственников на площади 34 тыс. га, эта цифра по сравнению с предыдущим значением удвоилась.

По данным Минсельхоза России, по итогам 2016 года регионом с наибольшим количеством изъятых земель стала Московская область – здесь собственники лишились 2,58 тыс. га неиспользуемых угодий. На втором месте – Костромская область (1,3 тыс. га), третьем – Рязанская область (1,2 тыс. га). Замыкают пятёрку Калужская область (1,11 тыс. га) и Чувашия (1,09 тыс. га). И это только начало пути, заявляют чиновники.

Новый порядок вовлечения сельхозземель в оборот установили внесённые поправки в ФЗ № 354-ФЗ. Напомним, они предусматривают сокращение с пяти до трёх лет срока, по истечении которого земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в случае его неиспользования для сельхозпроизводства. Ещё одна веская причина обращения в суд – действия, приводящие к снижению плодородия земель или причиняющие вред окружающей среде. Не зря понятие «ненадлежащее использование» земель» заменено на «нецелевое использование». Таким образом, отныне запрещается перепрофилирование приобретённого участка под другие нужды, что свободно практиковалось в стране последние десятилетия, сельхозземли застраивались по большому счёту в противовес закону.

Кроме того, новым законом расширены полномочия исполнительной власти регионов. Теперь чиновники обязаны – подчеркнём, ранее это было право, а не обязанность – в течение двух месяцев со дня поступления материалов от органов земельного надзора обратиться в суд с требованием об изъятии участка у нерадивого землепользователя и его продаже с публичных торгов добросовестным сельхозтоваропроизводителям. Если землю не удаётся реализовать, её будет обязан выкупить муниципалитет.

По истечении первых месяцев действия нового закона можно отметить: он стал не обычной декларацией, а вполне рабочей лошадкой. Еще бы, ведь документ имеет достаточно высокий статус – предложение усовершенствовать механизм изъятия и использования сельхозземель озвучил президент страны в послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года. Аграрные регионы получили мощный политический стимул для возврата в активный сельхозоборот простаивающих годами земельных участков. На местах заработали мониторинговые группы для тщательного анализа реального положения дел и условий, в которых закону предстоит работать. Комитет Госдумы РФ по аграрным вопросам отчитался: в 48 регионах проведён анализ площадей сельхозземель, определены неиспользуемые участки и разработаны предложения по их вводу в оборот. Данные, полученные по результатам мониторинга, стали сигналом к действию и послужили поводом для более детальных проверок нерадивых собственников.

Реальная оценка

Удмуртия была отмечена в числе тех, кто проявил в этих вопросах наибольшую активность. Стартовыми мероприятиями в этом деле стали созданная Межведомственная рабочая группа по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, её первое заседание прошло в конце января текущего года, и соответствующая «дорожная карта» (план мероприятий) на 2017–2020 годы. Каждый район, кроме Красногорского, представил реальные данные по площадям неиспользуемых земель сельхозназначения, которые они смогут вести в оборот в обозначенные ближайшие четыре года. Сформированы списки районных рабочих комиссий для организации работы на своих территориях.

Начали судиться и с недобросовестными землепользователями, итог этой работы – изъятие 40 га. Хвалиться пока нечем, соглашаются ответственные лица, ведь сегодня в республике  211,6 тыс. га неиспользуемых по назначению сельхозземель, что составляет 15% от общей площади сельхозугодий. Из них 166,5 тыс. га находятся в долевой собственности, 23,4 тыс. га – в частной и 22,1 га – в государственной. А площадь невостребованных земельных долей составляет 370,2 тыс. га, это 35,4% от общей площади земельных долей, находящихся в общей долевой собственности (1 044 913 га).

И, к сожалению, большая часть земель пришла в негодность. Из общей площади неиспользуемой пашни для ведения в хозяйственный оборот пригодны лишь 65,5 тыс. га. 123,9 тыс. га заросли древесно-кустарниковой растительностью, а на 33,5 тыс. га вырос лес. Понятно, что введение этих площадей в оборот весьма проблематично или невозможно.

Больше всех заброшенных пахотных земель в Глазовском районе – 23,7 тыс. га, в  Сарапульском – 17,5 тыс. га, Ярском – 17,1 тыс. га, Красногорском – 15 тыс. га и Якшур-Бодьинском – 13,4 тыс. га – районах. Всем пример – Алнашский район, здесь обрабатываются все земли сельхозназначения.

Действительно, в 1980-х годах под зерновыми было занято 780 тыс. га, сегодня практически в два раза меньше. Естественно, гораздо меньше стал и валовой сбор зерна. И все эти годы неумолимо шло сокращение посевных площадей, только в 2014 году республика потеряла 21,7 тыс. га, в 2015-м – 20 тыс. га, эту негативную тенденцию впервые за всю постсоветскую историю удалось переломить лишь в прошлом году – посевные площади были увеличены на 1,1 тыс. га. Но это, скорее, благодаря реализации республиканской программы по увеличению валового производства молока. Строительство новых животноводческих комплексов и увеличение поголовья дойных коров требует наращивания кормовой базы, в связи с чем многие хозяйства стали ещё острее ощущать нехватку сельхозугодий. В разряд весомых ресурсов перешли залежные земли. «К сожалению, знаменитый лозунг «Землю – крестьянам!» актуален, как и 100 лет назад. И мы это ощущаем на себе: земельный вопрос может стать камнем преткновения в развитии нашего хозяйства, – делится председатель СПК «Коммунар» Глазовского района Юрий Николаевич Дягелев. – От всех обрабатываемых нами сегодня земель невостребованные доли составляют 50%. Я так понимаю, это никому не нужные. Но без них нам уже не прокормить поголовье. Решение этой проблемы мы видим только в одном – упростить передачу невостребованных долей хозяйствам, обрабатывающим их. Мы готовы даже взять на себя затраты по межеванию. А делать это необходимо как можно быстрее, так как в последнее время увеличивается количество «разношёрстных» дельцов-товарищей, рассчитывающих получить лёгкую выгоду».

«Правильно, что правительство обратило внимание на вовлечение в оборот земель сельхозназначения из числа невостребованных земельных долей. С модернизацией и расширением животноводства расточительство к земле уже неприемлемо, – говорит заместитель главы Шарканского района – начальник управления сельского хозяйства Андрей Павлович Николаев. – В прошлом году наш район увеличил посевные площади на 600 га, в нынешнем эта работа продолжится».

План действий

Между тем Минсельхоз УР уже дал понять муниципалитетам: начатая работа в рамках принятого федерального законодательства – всерьёз и надолго, она будет идти в плановом режиме. План-задание по работе с заброшенными землями определён для каждого района. Самые весомые контрольные показатели доведены до Сарапульского района – в этом году его пашня должна прирасти на 1246,2 га. В Дебёсском – на 400 га, Воткинском – 380 га, Граховском и Селтинском – на 300 га. В целом, согласно утверждённой дорожной карте, в 2017 году в республике должны быть возвращены в оборот 4 тыс. 709,2 га неиспользуемых земель сельхозназначения. Плановый показатель на 2018-ый – 5 тыс. 651 га, 2019-й – 6 тыс. 533 га и 2020-й год – 6 тыс. 775,3 га. То есть 24 тыс. га за предстоящие четыре года.

На местах предстоит непростая работа по организации и проведению муниципального земельного контроля. Это обследование для выявления неиспользуемых земель,

и формирование земельных участков, выделенных в счёт земельных долей из земель сельхозназначения, введение их в сельхозоборот, составление списков невостребованных земельных долей, проведение общих собраний участников общей долевой собственности, обращение в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли, государственная регистрация права муниципальной собственности на земельные доли, проведение кадастровых работ и торгов на право заключения договоров аренды или купли-продажи образованных земельных участков… По её результатам будет создана электронная карта земель сельхозназначения.

Как отмечают в Минсельхозе республики, для районов предусмотрена неплохая мотивация – приняты Правила предоставления субсидий из регионального бюджета на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, выделенных в счёт земельных долей из земель сельхозназначения. Субсидируются 99% стоимости работ, но не более 1 тыс. руб. за 1 га. На эти цели предусмотрено 5 млн рублей.

Действует и Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделенных в счёт земельных долей из земель сельхозназначения. Они выдаются только собственникам земельных участков в размере 50% от стоимости работ, но также не более 1 тыс. руб. за 1 га. Бюджет данной статьи поддержки на этот год составляет 1 млн рублей. Эта мера принята для того, чтобы заинтересовать сельхозтоваропроизводителей в приобретении земель в собственность, а не в аренду. Также они могут рассчитывать на возмещение части затрат на проведение культуротехнических работ, то есть раскорчёвку и очистку земельных участков, заросших древесно-кустарниковой растительностью. Субсидируются 70% понесённых затрат.

В ведомстве признают: одним махом проблему землепользования решить не получится. Впрочем, это с лихвой ощущают и на местах. Например, в Глазовском районе на 1 января 2017 года граждане отказались от 1008 долей площадью 6,9 тыс. га. Эти земли необходимо оформлять в муниципальную собственность. Но финансовых средств для этого в районном бюджете недостаточно. Только для проведения кадастровых работ нужно 6,9 млн рублей. Помимо этого, неоформленными остаются еще 24 тыс. га, для постановки их на кадастровый учёт требуется еще 24 миллиона. В 2017 году планируется заключение договора на проведение кадастровых работ по земельным долям, находящимся в собственности МО «Штанигуртское», площадью 142 га на сумму 98 тыс. рублей.

«Сегодня в нашем районе создана рабочая комиссия, свою деятельность она начала с инвентаризации земель, – продолжает Андрей Павлович Николаев. – Но, как выясняется, земельными вопросами занимается много структур, начиная с сельского поселения и заканчивая Росреестром, Россельхознадзором и Росстатом. И нигде не могут предоставить объективную информацию об общем количестве земель и их состоянии. Полностью отсутствует межведомственное взаимодействие. Если откровенно говорить, со стороны последних нет особого интереса упорядочить земельные отношения. В связи с этим возникает необходимость определить единого координатора, у которого будет сконцентрирована вся актуальная информация по обороту земель сельхозназначения».

Это признают и в профильном ведомстве. «Для слаженной работы в данном направлении необходимо создать региональный орган по управлению землями сельхозназначения, который бы объединил разрозненную информацию о сельхозземлях ведомств в одной информационной системе. Она может представлять собой картографический и табличный материал, обновляемый в режиме реального времени с определенной периодичностью. Данный орган должен осуществлять функцию координатора в управлении землями сельхозназначения между федеральными, региональными и местными структурами», – подчёркивают в министерстве.

Переломить ситуацию

Показательный пример в этом отношении демонстрируют воткинцы. К наведению правопорядка в области вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, числящихся в общей долевой собственности, они приступили ещё в 2007 году, когда их владельцы были признаны налогоплательщиками. «Предприимчивые лица не преминули воспользоваться этой ситуацией, начали активно скупать паи у населения для дальнейшей перепродажи. При этом активно шла продажа земли, примыкающей к Воткинску и автодорогам. В настоящее время эти земельные участки не обрабатываются, – рассказывает глава Кварсинского сельского поселения района Елена Александровна Хрусталёва. – Учитывая эту ситуацию, глава района поставил перед нами задачу по оформлению невостребованных земельных долей, были объединены усилия администраций сельских поселений и Воткинского района в лице управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами и управления сельского хозяйства. Работали по двум направлениям. Первое – формирование невостребованных земельных долей, публикация в местной газете списков умерших и выбывших собственников. Через четыре месяца было проведено общее собрание, на котором определены местоположение и границы оформляемых земельных участков. Далее – межевание, постановка на кадастровый учёт, признание в суде с последующей передачей в аренду сельхозпроизводителям. Во втором случае на общем собрании пайщиков сформировали группы собственников и определили границы земельных участков с последующим выкупом их сельхозпредприятиями. Таким образом было оформлено 1,2 тыс. га земли. На территории нашего сельского поселения в настоящее время оформлено 85% коллективно-долевых земель. Осталось менее 600 га, из которых, к сожалению, можно ввести в оборот только 220 га, остальные заросли лесом. Для завершения работы в феврале этого года вновь сформированы и опубликованы списки оставшихся дольщиков, в данный момент проводится работа по дальнейшему их уточнению. Кроме того, ежегодно ведётся работа с нерадивыми собственниками, один из них находится на контроле Россельхознадзора в течение четырёх лет, в этом году планируем подготовить документы для изъятия его участка из собственности».

За последние годы в Воткинском районе оформлено и введено в оборот 84% невостребованных земельных долей, это составляет 7 тыс. га.

«В любой работе не обходится без проблемных моментов. Учитывая свой многострадальный опыт, мы подготовили ряд предложений для их решения,  – продолжает эксперт. – Первое – установить ставку земельного налога в пятикратном размере для собственников, не распорядившихся земельными долями более трёх лет. Второе – для оперативной работы с собственниками, не использующими земельные участки по назначению, предлагаем в доказательную базу включать заключение специалистов лесного хозяйства о возрасте древесной растительности. Кроме того, для данных собственников предлагаем установить запрет на регистрацию приобретения новых земельных долей, находящихся на контроле надзорных органов. Наконец, третье –

закрепить в законе право, согласно которому лицо, выделившее земельный участок за счёт земельных долей, не имеет права обращаться с ходатайством о переводе его в категорию земель населённых пунктов. Также законодательно закрепить норму формирования границ земель участков, включая исторически сложившиеся полевые дороги».

Нужно, чтобы у каждого района был свой план действий. К решению данной проблемы нужен тщательный подход.