Интернет-технологии для АПК

150916077internet-petani

В Правительстве России готовится план мероприятий по внедрению цифровых технологий в агропромышленный комплекс, которые должны как минимум на 10% повысить эффективность этой важной для экономики страны отрасли, сообщает «Российская газета».

План к 1 марта должны представить Минсельхоз, Минкомсвязь, Минпромторг, а также Росагролизинг и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Сергей Алимбеков,

заместитель директора ФРИИ по техническому развитию

«Внедрение так называемого «интернета вещей» – системы датчиков, которые анализируют множество различных параметров, в агропромышленный комплекс, сводится к трем составляющим. Во-первых, это установка самих устройств на сельхозтехнику. Во-вторых, сбор данных определенного типа – информации о влажности, концентрации раствора для опрыскивания от вредителей и прочее – в зависимости от того, какие задачи приоритетны для того или иного фермерского хозяйства или предприятия. И, в-третьих, онлайн-доступ к системе анализа полученных сведений, которая позволила бы на основе собранной информации оптимизировать производство».

Пока высокие интернет-технологии в сельском хозяйстве России приживаются с большим трудом, причина тому, по мнению экспертов, – отсутствие у предприятий и их собственников знаний о том, как использовать новые технологии и о выгоде от их применения. В итоге аграрии приобретают современную зарубежную сельхозтехнику, уже оснащенную теми или иными датчиками, но не пользуются их функциями, предпочитая работать по старинке.

По мнению аналитиков Фонда развития интернет-инициатив, стоимость датчиков, равно как и доступ к системе анализа данных пренебрежительно мала, по сравнению со стоимостью сельскохозяйственной техники. Пользование новыми технологиями позволяет экономить в среднем до 20% годовых расходов предприятия.

Иван Андриевский,

первый вице-президент Российского союза инженеров:

«Проблема увеличения эффективности российского агропромышленного сектора стоит довольно остро. Несмотря на то, что сектор показывает темпы прироста производства до 2-3% в год, рентабельность сельхозкомпаний, к примеру, в 2015 году составила всего около 11% (без учета субсидий). Поскольку руководством страны поставлена задача полностью обеспечить внутренний рынок отечественным конкурентоспособным продовольствием к 2020 году, нужно искать пути увеличения эффективности. В этом смысле российское Правительство просто не может игнорировать тренд на всеобщую интернетизацию, который касается и сферы агропрома».