Две реки, две истории

DSC04176

Нынек дословно переводится с удмуртского как ровное место вдоль реки. Но вблизи этого села Можгинского района течёт две речки – Умяк и Нынек. Две реки, две истории…

Советская да Ленина

Сейчас это село по своему географическому положению занимает уже третье место. Первоначально, а первое упоминание о поселении было в 1859 году, оно располагалось рядом с современным кладбищем у Батей нюка (ложок Батея). Позже перекочевало на Шабалинское поле, подальше от дороги, которая шла в Елабугу и Казань, подальше от чужаков, которые по ней шли. А потом, по мере увеличения числа жителей, село потихоньку начало перемещаться в сторону современного поселения. Было здесь когда-то всего две улицы – Вуж урам (старая улица) и Выль урам (новая улица). В советские годы их очень традиционно переименовали в Советскую и Ленина. Уже потом появились Молодёжная, Юбилейная и переулок Прудовый.

О занятиях сельских жителей в старое время можно судить по топонимическим названиям. Краеведы думают, совсем не случайно река называется Коньы шур (беличья река), скорее всего, вдоль неё отстреливали белок. Или Пужей ыбон нюк – видимо, там часто можно было встретить лося. В 1960-е годы на территории села были найдены железные наконечники от стрел, которые ещё раз подтвердили, что охотиться на зверя здесь любили. Занимались и бортничеством, и сбором живицы (пихтовой серы для производства скипидара).

DSC04179

В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В центре села возносится вверх удивительно красивая Введенско-Богородицкая церковь, построенная по проекту архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Любопытна история её становления. Приход села был открыт по указу Священного Синода в 1898 году. Сначала богослужения совершались в молитвенном доме. Через два года на средства прихожан была построена деревянная церковь (причем её здание было пожертвовано крестьянином д. Вишур И. С. Шушпановым). 10 марта она была освящена в честь и во славу Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1907 году была возведена каменная церковь на средства прихожан и елабужского Черновского благотворительного комитета в сумме 10 тыс. рублей. Для справки: Фёдор Григорьевич Чернов – известный елабужский купец. Именно он был инициатором создания фонда своего имени, на средства которого построили около 20 храмов в удмуртских селениях.
В 1940 году церковь в с. Нынек закрыли по причине того, что она якобы требовала ремонта. В её здании побывал и склад, и клуб, и школа… Открыли её снова для прихожан только в 2008 году.

Другая достопримечательность селашкола, которой уже более 120 лет, и ведёт она свою историю с церковно-приходской. В 1974 году была построена кирпичная альма-матер, и сейчас, по прошествии времени, она кажется местным жителям немного устаревшей. Но детей учится немало – 100 человек. Показательно, что учителей не хватает, приглашают на работу даже тех, кто уже вышел на пенсию.

DSC04196

Вступайте в наш колхоз!

Коллективизация – ещё одна страничка в истории села. Радостная и печальная одновременно. Этот процесс обобществления коснулся буквально всех деревушек, в каждой из них создавалось своё коллективное хозяйство: «Андан», «Чапаева», «Молотова», «Луч Октября», «Волна», «Заря», «Пламя», «Умяк»… «Светлых путей»» было аж целых три: на русском, удмуртском и татарском языках.

У кого было приличное подворье, признавали зажиточным или кулаком. Пытались правдами и неправдами завлечь в колхоз. Как говорили тогда, «верхушили» – выгоняли из дома. Был один кулак на село – Павел Андреевич Майлов. Кроме маслобойки, у него на содержании числились три лошади, коровы, 25 овец, свиньи, птица. Раскулачили Майлова и выслали в Енисейский район Красноярского края. Вот какие сюрпризы преподносит судьба: его, некогда признанного врага Советской власти, призвали в Красную Армию. И погиб он смертью храбрых 9 апреля 1944 года в боях за советскую Родину. Когда начался в России процесс реабилитации невинно осуждённых, попытались и родственники Майлова вернуть нажитое семьёй в дореволюционное время имущество. Собрали документы, произвели опись. И даже получили денежную компенсацию, которую разделили на всех ныне живущих (но это были весьма символические деньги).

От «Восхода» до «Луча»

А колхозы за долгие десятилетия то укрупнялись, то разукрупнялись. В 1959 году был создан единый «Восход». А в 2005 году вместо него было организовано новое хозяйство – СПК «Луч».

Колхоз предоставляет местным жителям массу возможностей для реализации своих способностей – не только выращивать скот и пахать поля, но и сельхозпродукцию перерабатывать (производить льняное масло, пельмени, прочие полуфабрикаты из мяса).

Хотя живут местные жители неплохо, но не считают себя особо зажиточными. Здесь принято держать в подворье коров, коз, свиней. «Мы до сих пор за скотину держимся», – говорят они. Жить в деревне и не иметь домашних животных – нонсенс. Это как жить в деревне, а работать ездить в город.

Проедешь по нынекским равнинным полям, пройдёшь мимо замечательной нынекской церкви, с народом поговоришь по душам – и кажется, нет места более достойного на селе. Только живи!

Как добраться:

с. Нынек, Можгинский район

104 км от Ижевска

2 часа на автобусе

1,5 часа на машине