Держи пять!

Close up Handshake between businessman and farmer

Новый порядок получения льготных займов, вступивший в силу с 1 января, стал одним из главных новшеств года для отечественного АПК. Теперь сельхозпроизводители будут получать кредит сразу по льготной ставке. Но сами они пока по-разному оценивают перспективы нововведения.

От слов – к делу

Тема льготного кредитования в аграрных кругах муссировалась давно. Сельхозпроизводители не первый год просили разработать и внедрить этот механизм господдержки. Ведь дорогостоящие заёмные средства при полном залоговом обеспечении для многих по-прежнему остаются недоступными, и это несмотря на последующее возмещение части процентной ставки. Эта мера не оправдывала надежды селян, поскольку не снижала финансовую нагрузку на хозяйство. Ведь чтобы получить субсидию по кредиту, сначала приходилось оплачивать процентную ставку в полном, установленном кредитным учреждением размере, изыскивать для этого денежные средства, которые можно было бы направить на другие статьи расходов. А затем собирать пакет документов и долго ждать компенсацию от государства.

Отныне не придётся отвлекать собственные оборотные средства на оплату банковских процентов и ждать их последующего возврата в виде субсидий – желанная «революция», наконец, наступила. Согласно разработанному механизму, любое сельхозпредприятие при обращении в банк сразу получает кредит по льготной ставке не более 5% годовых – эта ставка едина для всех заёмщиков. А субсидию на возмещение 100% ключевой ставки ЦБ России будут получать уже непосредственно банки-агенты, кредитующие село.

Предполагалось, что новая система кредитования заработает с 1 января, однако всё это время в стенах федерального ведомства кипела работа по разработке и согласованию проектов приказов. Сейчас вся необходимая нормативная база для её запуска принята – регламентирован отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков, перечень целевого использования льготных кредитов, порядок включения сельхозпредприятий в реестр заёмщиков, расчёт лимитов для регионов… Вопросов без ответов, которые всё это время волновали всё профессиональное сообщество, кажется, не осталось. Минсельхоз России уже обнародовал список кредитных учреждений, допущенных к участию в системе льготного кредитования. Соглашения подписаны с десятью операторами, это АО «Россельхозбанк», ОАО «Альфа-Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», АО «ЮниКредит Банк», ПАО «Банк «Финансовая Корпорация Открытие», ОАО АКБ «Росбанк» и АО «Райффайзенбанк». Важнейшим критерием отбора уполномоченного банка на участие в программе стало наличие у него собственного капитала в размере не менее 20 млрд руб., а также «обкатанных» кредитных продуктов и программ для предприятий АПК. Участие в программе региональных банков пока не предусмотрено. Но в федеральном ведомстве не исключают, что в течение года будет создана комиссия, которая займётся отбором местных кредитных учреждений для участия в программе. По информации Минсельхоза УР, в республике наибольшую активность проявляют три оператора, это «Россельхозбанк», «Сбербанк России» и «Банк ВТБ», они начали заблаговременно формировать реестр потенциальных претендентов на получение льготных кредитов. Минсельхоз России в начале февраля приступил к рассмотрению поступивших из регионов реестров.

Формула поддержки

Льготное кредитование направлено на поддержку таких приоритетных направлений, как молочное и мясное животноводство, растениеводство, тепличное овощеводство и садоводство, переработка продукции растениеводства и животноводства. В первую очередь государство поддержит проекты с так называемыми возвратными средствами, которые будут интересными, конкурентоспособными, технологичными. Сельхозпредприятиям будут выдаваться краткосрочные  – до одного года – и инвестиционные кредиты – от 2 до 15 лет, при этом сумма краткосрочного кредита на развитие растениеводства и животноводства не должна превышать 1 млрд руб., инвестиционного – 8 миллиардов. Привлекать заёмные ресурсы на льготных условиях можно для покупки минеральных удобрений, семян, запчастей, сырого молока для производства сыров, сливочного масла и сухих молочных продуктов. А также для приобретения молодняка КРС молочных пород, кормов и ветеринарных препаратов, сахарной свёклы для её последующей переработки, зерна и маслосемян для переработки, сельхозсырья для производства детского питания, выращенных в России овощей и фруктов для консервной отрасли и т. д.

Целевая направленность инвестиционных кредитов – приобретение сельхозтехники  и оборудования, строительство, реконструкция и модернизация хранилищ сахарной свёклы, картофеля, овощей и фруктов, сахарных заводов, возведение тепличных комплексов, предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и масложировой промышленности, мощностей для переработки плодоовощной и ягодной продукции, винограда и картофеля. Средства будут выдаваться и на закладку и уход за многолетними насаждениями. Также среди возможных направлений льготного кредитования указаны строительство свинокомплексов, предприятий по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла и т. д.

Лимит финансирования для нашей республики на текущий год определён на уровне 211,2 млн руб., в том числе на краткосрочные кредиты – 168,8 млн, инвестиционные – 42,2 миллиона. Эти средства федерального бюджета будут распределены по уполномоченным банкам. В разрезе регионов наибольший объём господдержки предусмотрен хозяйствам Белгородской области – 19 млрд, Краснодарского края – 1,2 млрд, Тамбовской и Ростовской областей – по 1,1 млрд рублей.

Субсидии по-новому, приоритеты по-старому

Уполномоченные банки уже начали выделять сельхозпроизводителям первые льготные кредиты, и как отмечают специалисты, массовый характер эта работа приобретёт в марте, в преддверии посевной. Многие сельхозпроизводители отнеслись к данному новшеству позитивно. Причём не столько к льготной ставке, сколько к тому, что теперь не придётся собирать множество бумаг для оформления субсидий на компенсацию, а потом ещё и ждать этих денег – новая система льготного кредитования должна быть проще, чем оформление субсидий на компенсацию части процентной ставки по полученным кредитам.

Однако не все разделяют этот радужный настрой. Прежде всего, настораживает объём средств, выделяемых из федерального бюджета. 21,3 млрд руб. в масштабе страны –мизерная сумма. Выделенных субсидий недостаточно при существующей потребности в заёмных средствах, особенно по коротким кредитам. По оценке специалистов, ежегодная потребность российского АПК только в оборотных ресурсах составляет около 300 млрд рублей. А ссудная задолженность, образовавшаяся в 2016 году у основного кредитора отечественного агропрома, составила 1,5 трлн рублей! Очевидно, что всем банкам денег не хватит, например, «Россельхозбанку» по планируемым к выдаче льготным кредитам предоставлено всего 5 млрд субсидий. Став «пилотом» среди кредитных организаций, включившихся в реализацию данной программы, он уже в начале февраля направил аграриям первые три миллиарда. Всё это в целом означает, что есть риск, что кредиторы будут вынуждены перестраховываться: ограничат минимальный размер льготного кредита, в договорах пропишут право на автоматическое повышение ставки, если субсидия из бюджета не поступит, а за упрощением порядка получения займа последует ужесточение критериев отбора потенциальных заёмщиков… Тем более в нормативном документе прописаны лишь общие требования: заёмщик не должен иметь просроченной задолженности по кредитам, ограничений на ведение хозяйственной деятельности и не должен находиться в процессе банкротства.

И первые звоночки уже появляются. «Нам обещали от 1 до 5% годовых в зависимости от финансовой устойчивости предприятия и суммы кредита. Но все банки без исключения настроены выдавать займы только по максимальной ставке, – рассказывает генеральный директор ООО «Удмуртская хлебная компания» Алексей Михайлович Малюк. – Тогда как при прежней системе кредитования эффективная ставка займа после получения госсубсидий составляла 1–3%, а в 2015 году и вовсе 0,92%. Выходит, никакого заявленного блага для аграриев. На мой взгляд, всё сделано для поддержки не сельского хозяйства, а банковского сектора. Тогда как, по официальным данным, эта отрасль в прошлом году заработала порядка 800 млн рублей. И идёт дальнейшее «закачивание» денег в банки».

Более того, по словам эксперта, в нынешней ситуации банки пытаются заработать дополнительную маржу, спекулируя тем, что выделяемых средств хватит не всем. В связи с этим они предлагают клиентам в первом квартале оформить перекредитование по полученным ранее кредитам со сроком действия договора до конца 2017 года. Всем известно, услуги по рефинансированию не бесплатны. Упростит ли новая система процесс получения заёмных средств для сельхозорганизаций, тоже большой вопрос. Судя по предложенному алгоритму действий, она с лихвой добавит бюрократических проволочек, ведь решение о предоставлении субсидирования принимается Минсельхозом России. В настоящее время реестры потенциальных заёмщиков уже сформированы, но очевидно, эта работа требует больших временных затрат – сельхозпредприятие самостоятельно принимает решение о  выборе уполномоченного банка, подаёт заявку, далее документы направляются на рассмотрение в кредитный комитет учреждения, после принятия положительного решения поступают в его головной офис. А оттуда – уже в федеральное ведомство, которое должно принять решение в течение шести рабочих дней. Этим и объясняются регламентированные сроки заключения кредитных договоров – по коротким льготным кредитам до 60 дней, по длинным – 90 дней. Одним словом, хозяйствам придётся настроиться на долгое, томительное ожидание.

«Подводных камней, которые ожидают нас, действительно немало, – соглашается председатель кооператива «Надежда» Малопургинского района Бронислав Васильевич Ясонов. – Например, если допущена просрочка ежемесячного платежа по кредиту, информация немедленно поступает в головной офис банка, заёмщика тут же исключают из программы и автоматически переводят на коммерческий кредит. Достаточно одного такого случая. Не будет учитываться даже то, что просрочка произошла не по вине заёмщика, а, скажем, из-за технической ошибки банка. Но и это ещё не всё. Как известно, по закону каждый банк-кредитор обязан предоставлять информацию о действиях своих заёмщиков в бюро кредитных историй.  В большинстве банков эта работа автоматизирована, и на следующий день после просрочки платежа информация направляется в бюро, фиксируется в истории клиента, и он сразу переходит в разряд неблагонадёжных. А при отрицательной кредитной истории сложно получить следующий заём. Получается, все мы полностью зависим от случая, и всё непредсказуемо».

Сомнения терзают  

В региональном профильном ведомстве тоже признают: запущенный механизм ещё далёк от совершенства и нуждается в доработке. Чиновники от села поддержали предложение депутатов-аграриев Госсовета УР выйти с инициативой в Госдуму РФ, с тем чтобы уполномоченные банки выдавали кредиты не под 5% годовых, а максимум до 3%. Свою позицию они готовы донести и до председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Ивановича Кашина во время его визита в Удмуртию. Приезд высокого гостя в республику запланирован на конец марта, он примет участие в традиционном итоговом республиканском совещании руководителей АПК.

Также они солидарны с позицией коллег из других регионов о выделении дополнительных средств для льготного кредитования отрасли в текущем году. «Лимит краткосрочного кредитования для Удмуртии уже полностью распределён, определены потенциальные заёмщики, часть средств выдана. Их получателями в основном являются холдинги, заявки сельхозорганизаций не прошли, – отмечают в региональном Минсельхозе. – При этом для большинства в приоритете остаются краткосрочные кредиты на проведение весенне-полевых работ и пополнение оборотных средств».

С приближением посевной кампании эту потребность хозяйства ощущают всё острее. Получается, пока их надежды не оправдывают не только льготные кредиты, но и господдержка в целом, ведь в этом году АПК республики ещё не получил ни одного рубля субсидий. Принятие региональных положений нынче идёт с большой задержкой. Как комментируют в Минсельхозе УР, в данный момент вносится много поправок в российские положения, связаны они как раз с введением нового механизма господдержки отрасли. Согласно нормативной практике, региональные документы принимаются на основании существующих федеральных нормативных актов. Подытоживая, отметим, что Минсельхоз России уже направил обращение премьер-министру страны с просьбой дополнительно выделить 14 млрд руб. на субсидирование льготных кредитов в 2017 году и 15 млрд – для увеличения уставного капитала «Россельхозбанка».

 

Объём субсидий на 2017 год, предоставляемых уполномоченным банкам по федеральным округам, руб.

Центральный ФО – 10,3 млрд

Южный ФО – 3 млрд

Приволжский ФО – 2,9 млрд

Сибирский ФО – 1,1 млрд

Дальневосточный ФО – 728,2 млн

Северо-Кавказский ФО – 727,6 млн

 

Объём субсидий на 2017 год, предоставляемых уполномоченным банкам регионам ПФО, руб.

Татарстан – 624,1 млн

Мордовия – 342,8 млн

Пензенская область – 302,6 млн

Самарская область – 281,5 млн

Саратовская область – 273, 2 млн

Башкортостан – 219 млн

Удмуртская Республика – 211,2 млн

Нижегородская область – 142,8 млн

Кировская область – 120 млн

Пермский край – 105,2 млн

Республика Марий Эл – 102,3 млн

Ульяновская область – 69,3 млн

Чувашская Республика – 59,8 млн