День Святой Троицы

troiza

Праздник Святой Троицы посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова.

Этим событием утверждается в мире христианская вера и начинает своё бытие Церковь Христова. С этого времени Святой Дух пребывает в ней и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Церковь призывает своих чад обновлять и укреплять в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь, всё самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, подаёт ему Дух Святой. Благодать в переводе на современный язык – добрый дар. И каждый день верующие многократно молятся: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Многократно, потому что дорога к спасению души – длиною в жизнь. И ежедневно даётся нам шанс сделать шажок по этой стезе. Потому и праздники православные надо переживать не как дела далёких времён, а будто вершится это событие здесь и сейчас – нас ради и ради нашего спасения. И пусть не всегда получается у меня ощущать себя христианином. Но в дни поста, праздников приходит это чувство. А когда пишу здесь про православный очередной праздник, ловлю себя на желании сказать, что этот – мой любимый. И следующий – тоже. Задумавшись, вот к какому выводу пришёл. Переживание радости имеет определённую степень своего накала. Когда человек в Божьем храме обретает радость, открывая сердце благодати Святого Духа, – это достаточно яркое ощущение. Поэтому когда вспоминаешь один праздник, кажется, он самый любимый. Когда пишешь про другой – чувства такие же. Не скажу, что это гарантировано – пришёл в храм и получил свою порцию радости. Бывает так: переживаешь своё недостоинство, что стыдишься к святым в молитвах обращаться. Особенно к святым Вере, Надежде и Любови, сознательно пошедшим на муки и смерть за нашу веру. Вот я – христианин, и они – христианки. Перед образами этих девочек мне порой бывает ой как стыдно.

Потому когда пребывает в нас хоть малость Духа Святаго, и мы – в Духе, это счастье. Это счастье обретается искренним раскаянием в грехах, горячей молитвой, ограничением страстей, духовными усилиями и трудами. Но ещё труднее бывает сохранять в себе благодать Святого Духа. И хоть повторяем часто «приди и вселися…», не всегда свободна даже частичка души. Куда Ему вселяться, дабы очистить нас от скверны? Другими духами и прелестями занято сердце наше. Так и живём «не в духе». И вот он праздник, вот он – храм, богослужение и общение с Богом и святыми. Лишь бы не сбиться на житейское, на суету и пустомыслие. Прииди и вселися в ны… Много молитв создано за два тысячелетия православия. Но из молитв, обращённых ко Святому Духу, большинство из нас знает лишь эту. И её достаточно. Потому что как просьба к Богу она совершенна. Ибо если пребывает в христианине Дух Святой, а христианин – в Духе, этого достаточно для устроения всего в его жизни согласно Божьей воле. А Божие провидение, любовь Его к людям, ради которых Он даже Сына Своего послал на страдания и смерть, человеку не с чем сопоставить. Остаётся лишь верить в Него, молить о прощении грехов и вселении Духа Святого… Просить осознанно, постоянно; просить всем сердцем, с верой в милость Божию. В духовной жизни если чего не просишь – того не имеешь. Не просишь Духа – не имеешь Духа.

Вся жизнь наша – следствие того, какой дух в нас преобладает. И даже большевики, объявив смертельный бой верующим, не смогли существовать без понятия духа. Вспомните – дух соревнования, комсомольский дух, дух патриотизма, спортивный дух. И это даже забавно, по-коммунистически получается – Бога нет, души нет, а дух есть. Да если бы не было в советском народе подобающего духа, не было бы ни сверхдержавы, ни великих побед и достижений. Конечно, присутствовали страх и принуждение, но разрушенную, лапотную, голодную страну, в обгон всех сытых и развитых государств, именно дух созидания и энтузиазма вывёл к космосу и атому. Не на пустом месте пламенел в советском народе этот дух, он был вписан в наши гены веками православия, а большевики всего лишь подменили веру во Христа и царствие небесное верой в вождя и светлое будущее.

И по-прежнему дух российского суперэтноса – наше истинное национальное богатство. Потому что народный дух нельзя приватизировать, «отжать» или продать, вывести за рубеж или подвести под амнистию капиталов. Хотя национальным духом можно манипулировать – строя пропаганду, раздувая рейтинги, сохраняя власть. Наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Такой уж мы народ – доб-рый, терпеливый, доверчивый – потому что сильный. Может, в том и промысел Божий, а то станем считаться, завидовать, злопамятствовать – уйдёт объединяющий нас дух и распадёмся на осколки. Хорошо, что в последние годы совпадают интересы народа и распорядителей наших природных ресурсов – раскола мы все не хотим. Тем более что социальное расслоение уже привыкли воспринимать как данность. Лишь бы не переусердствовала власть в упражнениях над духом народным, не скатилась на фальшь, принуждение и кампанейщину, показуху и говорильню.

Душа народа раскрывается в песне. В новой России патриотическая песня исчезла. Если взять праздничный концерт ко Дню России, например, окажется, что песни там все советские, а современных патриотических – максимум одна-две. Вот насколько ослаб консолидирующий нас дух. Не всё хорошо было в советском, о чем опять же целый пласт бардовских и роковых песен, например, цоевское «Перемен требуют наши сердца». Но за прошедшие четверть века с распада СССР обществу так и не была предложена консолидирующая идея. Да потому что для всеобщего объединения нужны как минимум декларации стремления к социальной справедливости и равенства граждан перед законом. Пока не будет этого, не будет и сильного объединяющего духа, и не о чем сочинять патриотические песни. Ведь что может быть общего у двух людей, если один «зарабатывает» несколько миллионов рублей в день, а другой – меньшую сумму за всю жизнь? При такой арифметике всегда будет выгоднее «выписать» олимпийского чемпиона из-за границы, чем из тысяч ребят вырастить своего. Но ведь выращиваем же! И покуда будет в людях духовность – пребудет с нами и Дух – животворящий, командный, национальный, вдохновляющий на победы – такой, какого достойны.

И ещё – мне не нравится крен в трактовке патриотизма, которая сейчас пропагандируется в нашей стране. В основном это почитание великого прошлого нашей Родины. Да, я тоже помню и горжусь, вопрос не в этом. А в том, что и сегодня в России продолжают жить люди. И патриотизм власти в первую очередь должен выражаться в проявлении почтения к живущим гражданам. Понятно, что три раза в году посетить мемориал или ветеранов – это почётно, а каждый день финансировать фельд-шерский пункт – затратно. И когда в новостях рассказывают, как плохо живется русско-язычным в странах Балтии, у меня возникает вопрос, почему же тогда они не уезжают в Россию? Статистика всегда свидетельствовала, что в Прибалтике продолжительность жизни на несколько лет больше, чем в России. Так, может, в странах Балтии даже у притесняемых русскоязычных качество жизни выше, чем на их исторической родине? Моё мнение – мера истинного патриотизма государства определяется тем, какой процент бюджета оно тратит на социалку, а показатель патриотизма государственной политики – место страны в рейтинге продолжительности жизни. Когда такая бедная и находящаяся в блокаде страна, как Куба, опережает великую и богатую ресурсами Россию более чем на 80 мест в рейтинге продолжительности жизни, мне как-то стыдно за нас…

Сошествие Духа Святого, отмечаемое в Троицын день, – не какое-то магическое дополнение к возможностям и дарованиям человека, а высвобождение его духовных способностей. В каждой душе есть добрые начала, питает которые Дух Святой. И отдельное явление в жизни Церкви – святые угодники Божии. По-разному проявляет себя в людях добрый дар Духа истины в их земной и небесной жизни. Расскажу вам лишь об одной праведнице – святой блаженной Ксении Петербургской. Хоть было это в большом городе и сравнительно недавно – жила святая в XVIII веке, а к Господу преставилась примерно в 1803 году, история не сохранила не то что даты, нет даже годов рождения и смерти святой. И это неудивительно, ведь при жизни Ксения Петербургская 41 год несла подвиг юродства Христа ради. То есть по примеру Христа добровольно приняла путь уничижения и насмешек. И всё это время блаженная Ксения не знала, что будет есть, где ночевать и как согреваться, а несла лишь неисчерпаемую любовь к Богу и хранила в себе благодать Святого Духа.

В 1988 году, как только советская власть ослабила зажим религий, блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых. Она не защищала Русь от врагов, не создавала монастырей, не писала книг и икон – ну никакого материального повода для славы земной не оставила блаженная Ксения. Память потомков – тоже слабый аргумент для Петербурга, жители которого пережили несколько войн, волну эмиграции и красного террора, репрессии и блокаду, советский застой – не было уже религиозных преданий и потомков тех петербуржцев. А получается, люди дождаться не могли возможности назвать блаженную Ксению святой. Да потому что все два века с момента успения блаженной Ксении люди продолжали обретать её помощь. Не легендами друг друга тешили, но общались с живыми свидетелями молитвенного заступничества святой. А ведь последние десятилетия советской власти люди уже были закоренелыми атеистами. Но все достойны Божьей любви. И разными путями доходила до страждущих весть, что надо молитвенно обратиться к какой-то неизвестной им блаженной Ксении, чтобы получить Божью помощь в преодолении постигших несчастий. Прошли годы, сейчас люди всё больше пользуются Интернетом. Я тут решил почитать информацию по Ксении Петербургской и посмотрел несколько сайтов. На одном только интернет-портале «Дивеево» более 12 тыс. обращений к святой за последние 4,5 года. А сколько храмов во имя святой блаженной Ксении Петербургской создают благодарные люди – и в Удмуртии их уже два – в Сарапуле и  Уве. Помолимся и мы скорой помощнице всех, с верою и любовью к ней приходящих: моли Бога о нас, святая угодница Божия, Ксения..!

Церковь грешных приобщением к священному открывает в себе «золотую цепь» святости. Пятидесятница приносит новое церковное определение человека: в грешнике она прозревает святого. Отныне он сопричастен жизни святых, сопричастен жизни Троицы: каждый из нас получает имя того или иного святого, каждый реализует в своей личности Божественную любовь. В церкви все мы братья и сестры во Христе. Все мы равны – праведники и грешники, наши физические тела смертны. Нас интересует не добродетель смертного человека, но вечность раскаявшегося. Познание наших собственных неудач и немощей, как и уважение к слабостям и неудачам ближнего, есть начало свободы, есть отрицание права требовать «совершенства». В Церкви сила наша «совершается в немощи» (2Кор. 12:9). В нашем мире, культивирующем успешность, только в Церкви существует последняя возможность человеческой свободы – «право» на неудачу и бессилие. Но признавая собственную немощь, мы уповаем на Бога, просим и обретаем помощь Его. Верующий человек никогда не должен впадать в отчаяние, ведь и Бог никогда не отчаивается в нем.

Праздник Троицы является также своеобразным разделом весны и лета. Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Наиболее распространённой традицией является трёхдневное празднование: в начале – день поминовения усопших – Троицкая родительская суббота. В воскресенье – Пятидесятница – праздничное богослужение, храмы украшаются березовыми ветвями, церковный пол устилают свежескошенной травой, а верующие стоят с зелёными ветками и цветами в руках. Цвет облачений священников тоже зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Праздник вошёл в народное сознание и родную литературу как солнечное, светлое торжество, как праздник цветения, как радостная встреча человека с Божиим миром во всей его красе и благодатности. По-народному он именуется Троицей, потому что отмечаемое в этот день сошествие Святого Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание церкви и всемирную проповедь веры. Бог Троичный в Лицах есть Любовь. Божественная любовь, изливающаяся в сердца верующих Духом Святым через Сына. Ещё скажу про троичность: три ипостаси имеет время (прошлое, настоящее и будущее); три измерения имеет пространство. То есть явление троичности естественно для окружающего нас мира.

В понедельник после Троицы празднуется День Святого Духа. Существовало поверье, что в этот особо значимый день сотворена Земля, поэтому у земли на Духов день – законный день рождения. Что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, появляется в домах. Крестьяне считали, что в Духов день Земля-Матушка беременна урожаем, и нельзя её тревожить, обрабатывать. В Духов день собирали целебные травы. А еще полагалось сходить на освящённый колодец или родник, помолиться и умыться святой водой, чтобы после Троицких игрищ и гуляний смыть с себя всё греховное.

(Продолжение следует)