Цена большого молока

Молоко в рост

В рамках прошедшей в первых числах августа расширенной коллегии Минсельхоза УР были подведены итоги реализации программы «1 млн т молока» за первое полугодие текущего года. По заверениям производителей, к заявленной планке они двигаются с неимоверными усилиями.

Индекс оптимизма

В активную фазу реализации программа вошла с февраля текущего года. По словам замминистра Евгения Ивановича Шкарупы, за это время запущено в эксплуатацию 3 тыс. 386 скотомест, или 16 ферм. Интенсивное строительство и реконструкция коровников проводится в Воткинском районе – 1200 скотомест, или три фермы, Юкаменском – 400 скотомест, или одна ферма, Красногорском – 350 мест, или две фермы. В других районах строится и реконструируется в пределах от 100 до 340 скотомест. «Подводя итоги первого полугодия 2016 года, отмечу, что республика готова к достижению целей первого года реализации программы», – оптимистично заключает он.

Районы тоже обзавелись своими дорожными картами. Например, Увинский к 2020 году планирует увеличить маточное поголовье до 7 тыс. 680 голов, а молочную продуктивность – до 6 тыс. кг молока, запланировано строительство новых коровников в шести хозяйствах. Увинцы не отстают от общеотраслевой тенденции – по итогам первого полугодия прирост объёмов валового производства молока в районе составил 3,1%, продуктивность дойного стада увеличилась на 30 кг. Перед игринскими производителями местной администрацией поставлена задача нарастить поголовье коров до 5 тыс. голов, а валовое производство молока довести до 31 тыс. т. В районе должны вступить в строй семь новых молочных ферм. В Дебёсском районе строятся четыре животноводческих объекта, на двух ведётся реконструкция и модернизация. На 2016 год намечено достичь 4%-ного роста производства молока.

Кто поддержит?

«Одно хозяйство уже получило субсидию в размере 10 млн рублей. Было немало переживаний из-за большой закредитованности. Очередную кредитную линию банк открывать отказался, навстречу пошёл сырзавод. Но у авансирования переработкой хозяйств есть и обратная сторона медали – последним приходится мириться с низкими закупочными ценами, – размышляет начальник райсельхозуправления Дебёсского района Алексей Юрьевич Никитин. – Единственная надежда всё-таки связана с республиканской программой, но остаются опасения, что условия представления субсидий останутся неизменными и выделенных средств будет достаточно».

А. Ю. Никитина поддерживает и директор ООО «Исток» Шарканского района Фаина Максимовна Ефремова. «Мы достраиваем корпус на 200 голов, где разместится молодняк КРС, приступили к строительству молочной фермы на 400 голов, – рассказывает она. – Уже заложен фундамент, возведён каркас, но стройку пришлось приостановить из-за нехватки оборотных средств – все ресурсы направляются на уборку. Дальнейшее строительство планировали вести за счёт субсидий на возмещение понесённых затрат на приобретение сушилки, в августе надеялись подвести объект под крышу. В министерстве заверили, что, согласно положению по субсидированию техники, сумма поддержки составит 50% от затрат. Однако документ несколько раз корректировался. Не оправдались надежды и на получение кредита. Боюсь, что 300 тёлок теперь останутся на улице…»

Со своей стороны Ф. М. Ефремова предлагает предусмотреть в программе поддержки на следующий год авансирование в размере 30–40% от общих затрат для тех хозяйств, которые имеют на руках разрешение на строительство. Эта мера позволила бы ускорить процесс строительства и ввода в эксплуатацию новых помещений.

По данным министерства, размер доведённых до сельхозпроизводителей субсидий уже составил 199 млн рублей. В июле приняты документы ещё на сумму 45,3 миллиона. Имеется запас для ведущих строительство в сумме 47,2 миллиона. Что же касается федеральных субсидий, то на них, кажется, уже никто не надеется. «В 2015 году Минсельхоз России принял нужное и своевременное решение по предоставлению субсидий на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов АПК, – говорит генеральный директор ООО «Мир» Воткинского района Елена Николаевна Собина. – В мае прошлого года Минсельхоз республики собирал за общим столом порядка 20 хозяйств, желающих участвовать в данной программе, однако до финишной прямой из них дошли только два. Добрая половина претендентов, как выяснилось позже, сошли с дистанции из-за того, что не смогли получить разрешение на строительство в районных администрациях. Да, это дело требует большого объёма работ, мы, например, только за месяц собрали 102 справки! И сегодня я, опираясь на личный опыт, могу констатировать: успех в этом вопросе зависит не только от настойчивости руководителя сельхозпредприятия. Многое решает лояльность местной власти. Неужели плохо, что мы привлекаем с федерального центра дополнительные средства, минуя республиканский бюджет?»

На следующий год здесь намечено возведение ещё одного крупного комплекса на 1200 голов. Но, как признаётся руководитель, претендовать на федеральные субсидии больше нет желания – слишком дорогой ценой они достались предприятию и районной администрации.

Без строительного статуса

Региональные субсидии требуют подготовки минимального пакета документов, однако и эта процедура для многих по-прежнему выливается в хождение по мукам. «Для прохождения госэкспертизы проекта мы подготовили целый пакет документов. Но он не был принят, основанием отрицательного решения стало невыполнение нами требований 65 подзаконных актов РФ! – делится директор АО «Путь Ильича» Завьяловского района Пётр Вениаминович Чувашев. – Проектно-сметная документация не соответствует ветеринарно-санитарным правилам в части обеспечения объекта строительства питьевой водой, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, не имеет экспертной оценки о наличии или отсутствии на строительной территории полезных ископаемых… При этом почему-то никого не смущает тот факт, что водой, отвечающей требованиям ГОСТ, мы зачастую не можем обеспечить даже население. Для выполнения только одного этого пункта требуется обивать пороги как минимум год, и никакой гарантии получения положительного заключения госэкспертизы. Стало очевидно, при этих требованиях нам его в обозримом будущем не получить, заявление на госэкспертизу мы отозвали, но из заплаченных 340 тыс. нам вернули только 240 тыс. рублей. Составление отказа на двух листках АУ УР «Управление государственной экспертизы при Минстрое УР» оценило в 100 тыс. рублей».

После долгих месяцев мытарств хозяйство всё же прошло экспертизу – негосударственную, за что пришлось заплатить 475 тыс. рублей. Но и это ещё не всё – новую ферму вот уже полгода не могут оформить в собственность. Тогда как в 2009 году здесь возвели аналогичный животноводческий комплекс и без особых усилий зарегистрировали его. «Оказывается, за последние пять лет эта процедура усложнилась в разы, – негодует руководитель. – Складывается впечатление, что принимаемые нормативно-правовые акты и контролирующие и другие ведомственные организации существуют в условиях Европы, а мы продолжаем жить в России. Отдельный разговор по госстройнадзору, под который, как известно, подпадают объекты площадью более 1500 кв. м. За нарушение опять же «европейских» требований мы уже заплатили 100 тыс. руб. штрафа, и нам ясно дали понять, что это не последняя штрафная санкция. Одним словом, при такой вот бюрократии мы вынуждены двигаться к 1 млн т молока. Складывается ощущение, что мы строим торговый центр для людей, а не помещение для коров.

Я прекрасно понимаю тех руководителей, которые строятся без согласований и разрешений, при этом не претендуя на субсидии. Так получается дешевле, быстрее и самое главное – без лишних эмоций. Если бы было возможно вернуться назад и строить с начала, я бы выбрал именно этот путь».

Субсидии не нужны

По сути, все эти проблемы можно снять с повестки дня одним волевым решением – установлением справедливой цены закупа молочного сырья. «Дайте нам реальную цену на молоко – 35 руб./кг. То есть стоимость 1 кг сырья должна равняться стоимости 1 кг топлива. Тогда мы бы и субсидии не просили, ведь все хотят строиться, развиваться и сохранить село», – выразила общее мнение производителей республики Ф. М. Ефремова.

Но ответственные лица вновь взывают к официальной статистике. В начале года средневзвешенная цена по республике сложилась на уровне 19,80 руб./кг и в целом в первом квартале оставалась низкой, составив всего 19,58 руб./кг. Вынесение вопроса ценообразования в отрасли на уровень регионального правительства имело некоторый результат – в июне Удмуртия вышла на шестое место в рейтинге ПФО с показателем 19,20 руб./кг. Это выше на 1,10 руб./кг к аналогичному периоду прошлого года. В июле средняя цена закупа молока в республике уже составила 19,80–19,90 руб./кг, в прошлом году на эту дату было 17,90 руб./кг. «Если сравнивать текущую ситуацию с соседними регионами, то у нас сохраняются более высокие цены. Стоимость 1 кг молока высшего сорта с НДС составляет 21,82 руб., в Кировской области – 21,17 руб., в Чувашии – 21,47 руб., в Башкортостане – 19,90 рубля. Общероссийский показатель – 22,42 руб.», – привёл данные начальник отдела заготовок, переработки сырья и качества продукции Минсельхоза УР Казимир Станиславович Мазец.

Но перерабатывающие предприятия отстаивают свою позицию. «Сегодня в Удмуртии цена 1 л молока в рознице составляет 38 руб. с НДС, покупная для переработки – 22 руб./кг с НДС. И если соглашаться, что цена закупа должна равняться цене ГСМ, это будет означать, что розничная цена конечного продукта поднимется до 70–80 руб./л. Никто не будет покупать молоко по такой стоимости. Закупочная цена на молоко упирается в покупательскую способность населения», – ответил Е. В. Родичкин.

«Все довольны тем, что переработчики авансируют сельхозпроизводителей. И пока существуют такие договорные отношения, хозяйствам некуда деваться – они должны мириться с ценами, – вступил в полемику П. В. Чувашев. – Авансировать селян нужно в любом случае, но эту ответственность должны взять на себя власти и кредитные учреждения, а перерабатывающие заводы выступать поручителями для сырьевиков. Вот тогда будет прямая заинтересованность».

«А мы разве привязаны к местной переработке? За пределами республики сырьё закупается на 2–3 руб. дороже. Нас тоже не устраивали региональные цены, и мы две недели мотались по стране в поисках партнёра. Нашли, сегодня возим молоко за 600–800 км и довольны – цена закупа очень достойная», – подытожила Е. Н. Собина.

«Нынешняя закупочная цена, наверное, устраивает только тех, кто имеет большие объёмы производства, и тех, кто не планирует рост и расширение. Для того, чтобы двигаться дальше, безусловно, цена должна быть другой. Надо выходить в федеральный центр с предложением о внесении изменений в нормативно-правовые акты, предусматривающие госрегулирование закупочных цен на сельхозпродукцию, – поддержал полемику глава Увинского района Владимир Анатольевич Головин. – Давно устарела и формула расчёта рентабельности производства молока, в частности, зависимого уровня затрат на корову – сегодня она уже в пять раз больше. Отсюда в статистике и появляются хорошие показатели по себестоимости и экономической эффективности отрасли. Здесь также надо выходить с инициативой о внесении изменений в приказ Минсельхоза России № 792 от 6 июля 2006 г.»

А какова же картина на самом деле? «Проблема низкой рентабельности молочного производства в республике остаётся, – подтвердила замминистра Ольга Николаевна Чуйко. – В 2015 году сельхозорганизации в целом получили 970 млрд руб. прибыли, и только 15 хозяйств достигли наивысшего суммарного объёма выручки, который составляет 14,4% от общего объёма реализации. Это хозяйства Вавожского, Можгинского, Шарканского, Завьяловского и Воткинского районов. К сожалению, 29 сельхозорганизаций не достигли порога в 1 млн руб. за год. В первом полугодии текущего года увеличилось количество убыточных хозяйств до 46, в прошлом году их было 35».

«У меня существуют опасения, что не все планы нашей районной дорожной карты будут реализованы, – беспокоит финансовая устойчивость хозяйств, – продолжает В. А. Головин. – На 1 июля их общая кредиторская задолженность составила 443 млн руб. и колеблется в интервале от 29 до 194% выручки от реализации сельхозпродукции. 10 из 13 хозяйств района имеют задолженность более 50% от выручки. С такими финансовыми результатами получить кредит в банке достаточно сложно, да и сроки возврата заёмных средств сократились. Селянам необходимы долгосрочные дешёвые кредиты и справедливая закупочная цена».

Перекати-поле

Очень нужен и алгоритм решения земельных вопросов, но его, к сожалению, пока нет. «Земля – вот главный ограничивающий фактор для нашего дальнейшего развития, – продолжает Е. Н. Собина. – Мы обрабатываем почти 9 тыс. га полей, но не можем на 100% обеспечить себя кормами. При урожайности 25 ц/га не можем вырастить достаточно зерна, не хватает площадей. Руководство района выделяет порядка 2,5 тыс. га, располагающихся в 40 км от села, и мы будем вынуждены работать с большими затратами труда и средств. Тогда как в 1 км от фермы имеются бесхозные 750 га, которые принадлежат Завьяловскому району. Мы уже два года просим передать этот участок нам в аренду – безрезультатно. Земля между тем зарастает лесом, ещё пять лет, и её невозможно будет ввести в оборот».

Обнажилась проблема с сельхозугодьями и в Игринском районе. «Наши хозяйства в силу финансовых возможностей уже приступили к запахиванию старопахотных земель, выделенных для сельских администраций под сенокосы и пастбища ещё в 90-е годы, – комментирует глава МО Валерий Александрович Прохоров. – Кормовая база наших хозяйств всё ещё оставляет желать лучшего».

Очевидно, и кормопроизводству нужен качественный рост, технические инновации и новые подходы. Игринские хозяйства, например, последние три года практикуют двухлетнее использование клевера, далее запахивают в почву, люцерну – после пяти лет использования. Обязательным условием для всех обозначено проведение в весенний период, наряду с севом зерновых, подсева многолетних трав на площади не менее 30% от имеющихся. Это даёт возможность быть с кормами до начала лета. А учитывая то, что природа в последнее время испытывает северян на прочность, многие задумываются о переходе на монокорм. Но нынешняя ситуация тоже мало радует – практически на всех полях, где в прошлом году отмечалось переувлажнение почвы, наблюдается сильное изреживание травостоя клевера второго года пользования.

Для наращивания производства кормов в ООО «Исток» в прошлом году тоже приступили к обработке заброшенных сельхозземель общей площадью 1 тыс. га, плюс 980 га добавились с присоединением соседнего, балансирующего на грани банкротства хозяйства. «Земли обработали, понесли огромные затраты, а вот субсидии никак не можем получить – не соответствуем требованиям. Согласно им, эти кормовые угодья должны находиться в собственности или в аренде не менее пяти лет, – продолжает Ф. М. Ефремова. – Оформление идёт очень медленно, многих собственников паёв уже нет в живых, а наследников найти не можем, добрая часть населения деревни давно уехала».

Абсолютно непонятно для руководителя, почему обработку подобных земельных участков должны проводить подрядные организации. У хозяйства есть технические средства и кадровые ресурсы, своими силами получается и экономнее, и качественнее. Почему бы не внести в закон поправку, которая предусматривала бы для хозяйств возможность обработки подобных земельных участков хозспособом, задаётся вопросом руководитель «Истока».

Не решён вопрос с обеспеченностью качественными кормами и в Увинском районе. Во многих хозяйствах продуктивность животных ниже генетических возможностей, отрицательное влияние на результат работы животноводства оказывает избыточное кормления силосом, несбалансированность рационов протеином и сахаром. В прошлом году только 42% сена и 45% силоса были отнесены к 1 классу. Низкий уровень оснащённости современной кормоуборочной техникой является одной из главных причин несвоевременного и некачественного выполнения технологии по заготовке кормов. Из 400 тракторов 74% эксплуатируются более 10 лет.

Смены нет

Думая о завтрашнем дне, не могут обойти предприятия и кадровый вопрос. По словам В. А. Головина, 53% общей численности животноводов района – это работники старше 41 года. На миграционные настроения молодёжи влияет низкий уровень заработной платы, комфортности проживания в сельской местности и благоустройства сельских территорий.

«У меня сегодня работают трактористы, средний возраст которых 28 лет. Это моё «золото». Но страшно боюсь, что их переманит город, – продолжает Ф. М. Ефремова. –Получила разрешение на строительство четырёх домов для молодых специалистов, но опять опасаюсь, что у них не будет финансовой возможности достраиваться. Подъёмные многие направляют не на улучшение жилищных условий, а приобретение машин. Нельзя ли выделять деньги каждому хозяйству на строительство, скажем, двух домов – для механизатора и оператора машинного доения. Незаслуженно, на мой взгляд, обделены социальной выплатой и доярки».

Курьёзный случай недавно произошёл в ООО «Мир» – жители села составили коллективную жалобу на запах, исходящий от фермы. Под ней, к слову, подписался и директор местной школы. «Оказывается, нынешние дети не знают, что от коровы пахнет, как, впрочем, и от любого другого животного, – разводит руками Е. Н. Собина. – Вот и вся лояльность населения к сельскому хозяйству. А мы ещё удивляемся, почему молодёжь не возвращается на село».

Упущений в кадровом обеспечении отрасли действительно немало, соглашается ректор ИжГСХА Александр Иванович Любимов. «29 июля в вузе состоялось первое зачисление «целевиков», для них в этом году выделено 124 бюджетных места, это 30% от общего количества. В итоге было зачислено всего 54 человека! – резюмирует он. – Более того, на агрономический факультет подано 18 заявлений, на зооинженерный – 21, а надо принять в обоих случаях по 43 абитуриента. Думаете, эти будущие специалисты спасут наше село?»

Одним словом, реализация программы «1 млн т молока» во весь рост обнажила системные проблемы сельского хозяйства республики. Возможно, в нынешнем году хозяйства и добьются запланированного 7%-ного роста, но он произойдёт, скорее, по инерции. Уверенное движение в последующие годы будет зависеть только от решения этих узких мест.

Виктор Алексеевич Савельев,

председатель правительства УР:

– Сегодня всем нам надо выработать действенный системный подход к решению проблем. Неправильно, когда те или иные вопросы обсуждаются в кабинетах, когда в течение года не раз меняем положения о субсидировании и придумываем неподъёмные «правила игры». Это, в частности, касается подготовки огромного пакета документов для строительства. У нас есть отраслевое министерство, и с ним, я думаю, сможем выработать нужный механизм. У нас есть и «Удмуртлес», через который можно решить вопрос выделения леса сельхозпредприятиям через разработку системы квот для каждого района по адекватной цене за 1 кубометр. Мы уже договорились о единой закупочной цене молока на год, и если на такой подход согласятся руководители сельхозпредприятий, можно вывести эту справедливую цифру. Конечно, остаются вопросы, которые требуют решения на федеральном уровне, в частности, по земле. Здесь нужно сформировывать предложения и законодательные инициативы – Минсельхоз России открыт для Удмуртии, и это подтвердил министр Александр Николаевич Ткачёв в ходе недавнего рабочего визита в регион. 1 млн т молока – это не догма, это ориентир в дальнейшем развитии.