Чудо-травы

healing herbs in mortar and in sack herbal medicine

Производство лекарственных трав и сборов практически не представлено в Удмуртии в промышленных масштабах. Но для развития этого сегмента в регионе сложились благоприятные условия.

Сегодня на российском рынке представлено более 100 производителей лекарственных трав и сборов. Большинство из них работает на региональном уровне, и лишь около 20% –на федеральном. Ими выпускается 80% лекарственных растительных средств, занесённых в Государственный реестр. Однако доля этого сегмента в общем объёме рынка фармпрепаратов выглядит довольно скромно, составляя $11–12 млн, или 0,5–1,5%.
Также Россия является одним из крупнейших экспортёров лекарственных трав. На европейском рынке они считаются продукцией высшего класса, насыщенной  качественными биоактивными веществами.

В последние годы спрос на растительные лекарственные средства растёт и в нашей стране. Эксперты выделяют несколько причин их популярности: относительная безопасность действия, незначительное количество побочных эффектов, возможность сочетания между собой и с синтетическими препаратами, ценовая доступность. Важную роль играет и доверие населения к народной медицине. Консерватизм покупателей оказывает двойственное влияние на маркетинговую политику продавцов. С одной стороны, он снижает затраты на рекламу: не нужно лишний раз рассказывать о свойствах ромашки, мяты или валерианы. С другой – каждый новый препарат или сбор, в особенности включающие экзотические или малознакомые большинству населения растения, приходится позиционировать как полноценный бренд, тратя ресурсы на продвижение.
Среди региональных производителей лекарственных трав и сборов выделяются ЗАО «Эвалар» (Алтайский край) и ООО «Травы Башкирии». Первая компания возделывает посевные площади и проводит масштабную модернизацию производства (общий объём инвестиций – около 1 млрд рублей). Вторая выпускает продукцию собственной разработки, а также осуществляет сбор и продажу лекарственных растений как сырья для пищевой промышленности.

Преодолеть препятствия

Развитию производства лекарственных трав мешает ряд факторов. Сезон сбора дикоросов длится два-три месяца. Для работы в промышленных масштабах необходим большой штат профессиональных сборщиков. Но на оплату их труда необходимо привлекать значительные инвестиции, что зачастую оказывается затруднительно. Альтернативой могло бы стать выращивание лекарственных растений. Культивировать некоторые их виды, такие как ромашка аптечная, в два раза рентабельнее, чем злаковые культуры. Однако минус такого бизнеса – длительные сроки окупаемости. Посевы лекарственных растений зачастую начинают приносить прибыль лишь через два-три года, что затрудняет реализацию такого проекта на заёмные средства.

В Удмуртии уже делались попытки запустить промышленное производство в этом сегменте. В 2011 году было объявлено о планах по строительству в Завьяловском районе завода по выпуску натуральных лекарственных средств на основе местных трав. В качестве сырья предполагалось использовать зверобой, багульник болотный, душицу, мяту полевую, чистотел, череду, фиалку, ромашку и другие растения, сбор которых планировалось поручить школьникам и студентам. Однако в 2014 году возведение объекта было приостановлено. По данным Минэкономики УР, инициаторам строительства не хватило собственных средств, а поиски инвестора не увенчались успехом. Кроме того, в команде создателей проекта возникли разногласия.

В Красногорском районе работало предприятие по производству лекарственных трав, деятельность которого в настоящее время приостановлена. По словам главы муниципального образования Владимира Серафимовича Корепанова, раньше за сезон здесь заготавливали более 24 т сырья. Работы начинались ранней весной с появлением почек и заканчивались осенью сбором плодов шиповника.
Однако сегодня появилась надежда на возрождение производства. Его судьбой заинтересовался врио главы Удмуртии Александр Владимирович Бречалов во время рабочей поездки по району. «На этом предприятии собирали целебные травы, сушили, сортировали, упаковывали и продавали, – рассказал он на заседании Общественного совета по развитию предпринимательства. – Там работало 12–15 жителей села, помимо этого, было большое количество самозанятых. Всё это умерло, и причины мне совершенно непонятны. Прямо в селе мы зашли в первую попавшуюся аптеку. Купили  коробочку – она очень хорошо упакована, дизайн привлекает внимание. Заварил, выпил – отличная продукция. Но теперь её поставляет другой производитель. Мало того, есть помещение – оно принадлежит удивительному предприятию «Аптеки Удмуртии». Не нужно миллиардных инвестиций, чтобы перезапустить производство. Это просто квинтэссенция глупости – иметь свою сеть аптек с гарантированным сбытом и «убить» целое предприятие, заменив его другим».

Ручная работа

Сейчас на удмуртских интернет-порталах продаётся до 200 наименований лекарственных трав и сборов. В регионе работает несколько небольших производственных площадок по заготовке и реализации растений. Одна из них расположена в д. Поварёнки Завьяловского района. Там заготавливают, сушат и обрабатывают кипрей узколистный в чистом виде и с различными добавками – мятой, шиповником, душицей, который затем продаётся под торговой маркой «Камский иван-чай». «Производство было организовано нами весной 2013 года, – рассказывала автор проекта Ольга Левонюк. – По сути, оно семейное. Сначала мы делали чай для своей семьи и друзей. Он удался, понравился практически всем, кто его попробовал, поэтому решили продавать продукт всем желающим». Сегодня, по её словам, иван-чай успешно реализуется в Удмуртии, других регионах и даже за границей.

С развития семейного производства начались и «Удмуртские истории» – проект ижевчанки Елены Андреевой по выпуску чая из трав и ягод: «Когда возникла идея бизнеса, я стала изучать рынок и обнаружила, что много такой продукции выпускается в Сибири и на Алтае. Обратилась за консультацией к производителям из Красноярского края. Они откликнулись на просьбу, поскольку считают, что внутри нашего сегмента конкуренции нет, а основную долю рынка занимают производители импортной продукции. Если за границей развита культура потребления натурального чая из трав, то в России он ещё не представлен в торговых сетях и только начал появляться в экомагазинах. Я не хочу, чтобы моя компания ассоциировалась с небольшими партиями «хэндмейда». Поэтому планирую выполнять крупные заказы, поставлять продукцию в розничные сети. Кстати, один из вариантов развития производства – получение гранта для семейной фермы. Под эти цели могут выделяться значительные средства – до 10 млн рублей».

Сырьё для чая заготавливают в цельном виде сборщики в деревнях, а процесс сушки контролируется представителями компании. Затем травы принимаются и фасуются по упаковкам с авторским дизайном. «Мне нужно было добиться того, чтобы чай ассоциировался не с лечебными травами, а с атрибутом досуга, приятного времяпрепровождения в кругу семьи, – говорит Елена Андреева. – Для продвижения продукции использую соцсети, работу с лидерами мнений и продажи через партнёров – санатории, магазины здорового питания, учреждения культуры. В разработке находится сайт. Важно также участие в выставках. Практика показывает, что именно там заключаются крупные контракты. Недавно я принимала участие в праздновании Гербера в Москве именно в целях продвижения продукции».