Церковь Христова

Церковь

О следующих за Вербным воскресеньем Страстной седмице и Воскресении Христовом писать я не дерзну. Именно – не дерзну. Знаю, что среди читателей есть люди, которые меня понимают. И чтобы не прерывать общения, поговорим о Церкви Христовой. Ведь скоро нам праздновать её день рождения – в День Святой Троицы, когда сошествие на апостолов Святого Духа положило начало всемирной проповеди о Христе Спасителе.
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь – это одухотворённый Святым Духом живой организм, не делящийся по национальностям, границам, сословиям; объединяющий святых и грешных, живущих телесно и оставивших бренные тела, клетки которого – братья и сёстры, верующие в Бога. Чем крепче вера, тем сильнее и наша держава. Именно единоверие разрозненные славянские племена спаяло в единый народ, победило княжескую раздробленность с монгольским игом, смутное время с ляшским католицизмом. Даже красный террор и безбожие не пересилили нашу веру и нашу Церковь. В новом гимне России мы поём: «хранимая Богом родная земля». Это как завет нам. Эти слова обращены не к политикам и правителям, но к людям нашей земли. Что есть земля в данном смысле – пески и камни, животные и деревья? Или мы, ныне живущие, – представители наших предков и потомков?
В последние годы периодически стала появляться информация о заморах рыбы на реке Ува. Получается, и от некоторых людей Бог должен хранить нашу землю. Или это мы обязаны защищать родную природу от таких губителей? Конечно, суд Божий неизбежен. Но наши дети и на этом свете достойны того, чтобы жить на экологически благополучной земле. А если мы не храним землю, данную Богом,  на неё придёт запустение либо те, кто будет её хранить. Впрочем, нам всё в пример Украину приводят – мол, элита там не национально ориентирована, украинская земля для них не дом, а лишь место добывания прибыли. Так, может, и в речке Ува живность губит украинская элита?
Не про сегодняшний день сказаны Иисусом Христом и записаны в Евангелиях от Марка и Матфея слова о мерзости запустения на святом месте. Но и в дне сегодняшнем, и в прошлом нашем многое объясняют они. Не хотелось мне в статье употреблять слово «мерзость». Но оставил его по личным мотивам, тем более что не мною это сказано. Жила-была деревня, был в ней поповский сад и остатки фундамента на месте церкви. И это когда-то намоленное предками место жители стали использовать неподобающим образом. Может, и нет в том связи, но деревню признали неперспективной, расселили, остатки деревьев и строений столкали бульдозером к речке, а пустырь – перепахали. Не оставив камня на камне. Оживлённая ранее дорога, проходящая через деревню, пошла в другом месте. Но самое для меня поразительное – каким густым лесом заросло деревенское кладбище. Словно предки этим буреломом закрылись от нас. Я – горожанин, и нет у меня сердечной привязанности к определённому месту на земле. За исключением вот этой деревни моего детства. И слова Господа Бога моего о запустении на святом месте именно этой историей отзываются в сердце моём.
Вернёмся к земле, хранимой Богом. Хранят то, что ценно. А что может ценного человек дать Богу? Да только любовь и веру в Него. Чем больше её, тем земля хранимее. А увенчана хранимая Богом земля должна быть храмом – домом Божиим и символом веры на ней живущих. Быть близко или далеко от Бога – зависит от самого человека, потому что Бог везде. Но чтобы объединить верующих, создать из них общину единомышленников, дать всем возможность прикоснуться к вере, нужна церковь. Всем – и малоцерковным нужна, чтобы обретали духовный опыт, чтобы каждый день глаза видели крест на храме, чтобы теплилась вера.
Разрешение души от уз отжившего тела – самое важное событие в земной жизни человека. А если нет храма в округе, нет и священника, и паству никто духовно не опекает. Значит, умирают все без исповеди, без последнего причастия. Верующие боятся внезапной смерти – без покаяния и отпущения грехов. Ведь отходящая душа должна перей-ти порог, не унося с собой тёмных пятен на совести. Даже разбойник, распятый рядом с Христом, не был лишен милости Всевышнего и, уверовав в Господа Бога нашего в смертный свой час, спас душу свою. А жители некоторых поселений, лишённые возможности достойной христианской кончины, вынуждены встречать ужас и скорбь смерти с чувством богооставленности. Так и уходят эти души с нераскаянными грехами, без напутствия в жизнь вечную молитвами Святой Церкви, а может, даже без отпевания. Примет ли их Господь Бог в Царствие Своё?..
В 2013 году Россия отметила 1025-летие Крещения Руси. При этом Патриархом было сказано, что за последние 25 лет построено
25 тыс. храмов. То есть ежедневно освящалось в среднем три храма. И процесс церковного возрождения ещё не завершён. Он коснулся прежде всего городов, а глубинки достиг не везде. Радостно, что и на удмуртской земле восстанавливаются и строятся новые храмы. Это великая честь и благо участвовать в строительстве церкви. Это дар Божий, когда в селении возводится или восстанавливается храм. В старину люди даже в другие места выезжали с детьми, чтобы поучаствовать в строительстве.
А если почитать историю создания сельских храмов, то большинство этих святынь строились десятилетиями по причине бедности прихожан, но ведь строились – на последнюю лепту. Как сберегали доставшиеся тяжёлым трудом копейки, как собирали сходы и заказывали колокола, иконы, убранство. Не просто уважение – гордость вызывает это стремление наших предков к богатству духовному и горечь от того, что случилось потом. Но сколько стоять будет церковь – на каждом богослужении участники будут возносить молитву «за создателей святаго храма сего». Может статься, человек по деяниям своим попадёт после смерти не в хорошую обитель, а здесь его будут вымаливать. Пройдут века, потомки забудут имена далёких предков, а прихожане всё так же будут поминать строителей церкви молитвою. Если только земля не обезлюдеет, а люди не отступят от веры. Такое триединое условие: храм, люди и вера.
Вот живёт человек на этом свете – правильно или не праведно – не нам судить. И не было у него сильной нужды в храме, но решил он выразить свою причастность к строительству церкви. Пожертвовать малую лепту – деньгами ли, трудом, стройматериалами. Если примет Господь и Сердцеведец жертву эту, значит, и человека в назначенное время приведёт Он в дом свой. Кого – через лишения и страдания, кого – через радость и благодарность. Утвердится ли человек в вере, отзовётся ли душа его на призыв Божий – не факт. Только если не узнает человек Бога на этом свете – он не встретит Его уже никогда. Один подвижник сказал, что всякий православный христианин может поведать своё Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. И я всем вам желаю встретить Господа Бога нашего.
Многие годы на воскресные и праздничные богослужения хожу я в ижевскую Свято-Троицкую церковь и в лицо знаю многих прихожан. Сколько же среди моих братьев и сестёр во Христе достойных людей. Это и сёстры милосердия, безвозмездно ухаживающие за немощными в больницах, и семьи с детишками. Да просто люди со светлыми лицами, разных возрастов, среди которых приятно находиться и молиться Богу. Люди, постоянно приходящие в дом Божий, идут туда в основном благодарить и каяться. Потому что Бог для них – высшая ценность, и, приходя в дом Его, верующие уже получают свою награду.
И всё же молитва просительная стоит выше молитв благодарственных. Ибо независимо от глубины веры у каждого человека бывают светлые минуты, когда он расположен обращаться к Богу с благодарностью. В состоянии больших проблем также почти любой человек придёт в церковь «поставить свечку Богу, на всякий случай». Но гораздо труднее иметь такую нераздельную веру, чтобы просить Бога всем сердцем, всем помышлением, обрести полное доверие к Его провидению и воле над собой. Как-то мама моя молила Бога, чтобы произошло одно событие. Но через некоторое время после того, как оно произошло, мама поняла, что зря она торопила случившееся. И этим жизненным примером пришла к выводу, что не надо сильно молить Бога о делах своих земных, ибо не можем мы предвидеть все их последствия и что из того будет нам во благо.
Я вот тут пишу, что просительная молитва труднее. Да, верующему человеку вообще жить труднее. Ведь чтобы бороться со своими грехами, страстями, уже нужно усилие и труд. А ещё против верующего встают силы зла с целью совратить его с пути истинного. Об этом прямо пишется в духовной литературе. И чем сильнее вера, тем злее, изощрённее бесы и тяжелее испытания. И особо я прошу вас, люди, не судите священников. Не судите, ибо их противостояние злу не нашей мирской мерой мерить.
И вообще, если человек идёт в храм к Богу, то это главное, а не личность священника, проводящего богослужение. Но если вера приносит человеку дополнительные трудности, почему люди стремятся к ней?.. Дорогой мой читатель, я оставляю тебя наедине с этим вопросом. У меня есть на него ответ, но давать его тебе я не буду. Для тех людей, кто уже ответил себе на него, мои умствования не столь важны. Для граждан, которые и не пытались искать ответ, – тем более. Да, по большому счёту, вопрос этот будет вставать перед каждым не единожды. Потому что вера не есть состояние. Вера – это процесс, борьба и путь.
Так о чём я молюсь, приходя в церковь? Притвор Свято-Троицкой церкви соединяется с храмом аркой, с одной стороны которой изображен св. Самон, а с другой св. Гурий – покровители семьи. Я люблю постоять в этой арочке с ними и помолиться о семейном благополучии. Затем поставить свечку за упокой и помолиться за души своих родственников, ушедших от нас в мир иной. Молюсь, когда прихожу, когда ухожу, и ещё во время общего богослужения – отдельно за каждого, чьи имена знаю. Последний год ставлю свечку перед Тихвинским образом Пресвятой Богородицы и молюсь ей о моей дочери, у которой определённые проблемы со здоровьем. Молюсь перед образом Умягчение злых сердец об Украине – духовных моих братьях и сёстрах. Молюсь перед образом св. Александра Невского: в день его памяти мы купили квартиру, и теперь он покровитель дома моего. Я вообще стараюсь, чтобы все серьёзные шаги в моей жизни совпадали с праздниками какому-то святому или образу Богородицы. Чтобы больше было
в жизни моей духовных покровителей и молитвенников за меня у престола Божия. Молюсь о своих близких перед образами их святых покровителей. Люблю молиться перед Казанским образом нашей небесной Заступницы.
В Троицком храме у всех икон в рамочках вывешены молитвы, то есть знать их необязательно – главное прочитать от чистого сердца. Молюсь ещё многим святым – помощникам и молитвенникам о душах наших. Даже видимый мир каждый человек воспринимает по-своему, а уж ощущение мира духовного ещё более личное. И потому говорить, о чём и к какому святому обращаюсь, – пустое самовозношение. Каждый человек идёт по собственной жизненной стезе, обретая свой духовный опыт и знания. Когда-то фронтовик сказал своему сыну – комсомольцу: «Молод ещё ты, Петя, рассуждать о Боге». Завет, который его отец хотел оставить сыну, этот ныне уважаемый человек осознал, лишь прожив большую часть своей жизни.
Пришла пора завершать статью. Но из намеченного я не успел написать о роли Церкви в мирской жизни. Зайдите на сайт любого храма и ознакомьтесь сами. В приходах организованы воскресные школы для детей, совместная подготовка и проведение православных праздников, культурные мероприятия – концерты, постановки, конкурсы, паломнические поездки. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов, говорит апостол: сколько благотворительности оказывается приходами. Это сбор денег, продуктов, одежды, помощь православных врачей. Поддержка страдающим алкоголизмом. Помощь бездомным. Уход за больными, поддержка всех категорий социально незащищённых: престарелых, инвалидов, сирот, многодетных, малоимущих. Конечно, очень важны для прихожан богослужения и таинства, обряды и молебны. Но не только духовное. Церковь силой своей любви преображает наш мир, изменяя его к лучшему.
Р.S. Господь Бог редко творит чудеса публично, дабы не прельщать маловерных. А нас удостоил наблюдать, как несколько пенсионерок на собственные средства построили храм в селе Бураново. Мы все свидетели того, как вопреки старческой немощи, бедноте исполнен благой замысел. Долгой и нелёгкой была дорога бабушек к воссозданию церкви. Да и как иначе – не на песке же маловерия начинать строительство – как в старину говаривали: «Храм не в брёвнах, а в рёбрах». Потому время возродиться Свято-Троицкому храму пришло лишь тогда, когда укоренилась вера в душах его будущих прихожан – жителей села Бураново. Для близких «Бурановских бабушек» эта история – завет на многие поколения: беречь веру христианскую и сельскую церковь.
А для чего Господь Бог призвал в свидетели этого чуда нас?

Добавить комментарий