Андрей Шутов: «За счёт чего расти дальше?»

Андрей Шутов,

управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП», руководитель комитета по борьбе с фальсификатом и продвижению молочной продукции Союзмолоко:

— На сегодняшний день экспорту очень сильно мешает высокая себестоимость нашего продукта. Мы радуемся все за Штефана Дюрра («Эконива» — ред.), что он продает молоко за 30 рублей, но знаем, что белорусское молоко стоит 20 рублей, а в Польше его можно найти и за 17-18 руб. Но не столько себестоимость молока влияет на конечную цену продукта, сколько стоимость тарифа доставки, логистических издержек в силу неразвитых логистических инфрастуктур. Поэтому, если есть желание довести объемы экспорта до плановых цифр, мы должны радикально разобраться с вопросом субсидирования тарифов. В настоящий момент цена на доставку, допустим, нашего контейнера в пять-шесть раз выше, чем у наших зарубежных коллег.

Мы сокращаем дефицит внутреннего рынка. Рано или поздно наступит тот момент, когда Российская Федерация будет экспортировать молочный продукт и встанет вопрос, за счёт чего расти дальше? Все остальные отрасли растут в том числе за счёт внутреннего потребления. А у нас в отрасли наоборот: в советское время мы потребляли на душу населения 322 литра молока (при этом ВОЗ рекомендует 306 л). В России в настоящий момент на душу населения имеем 233 л. Есть несколько негативных факторов, влияющих на это, — низкая потребительская способность наших граждан и разнузданная антиреклама молочной продукции в СМИ. Поэтому я бы попросил Минсельхоз о финансировании крупномасштабной кампании, возможно, вместе с министерством здравоохранения относительно молока и молочной продукции.

И ещё один вопрос, касающийся субсидирования, — это цифровизация. Будет хорошо, если будет софинансирование сельхозтоваропроизводителей по внедрению программных продуктов. Знаю, наши коллеги из Китая получают огромные деньги на цифровизацию (например, одно предприятие получило 40 млн долларов из бюджета).