Аналитики не дают позитивных прогнозов 

В Удмуртии завершился международный форум «Устойчивое развитие сельских территорий». Программа последнего дня была посвящена молочной отрасли. Аналитики представили тенденции развития отрасли, прогнозы, дали оценку нашим производителям.

Несмотря на то, что в России было введено продовольственное эмбарго и поставлена задача по импортозамещению, стране не удалось сделать большой рывок в развитии и восполнить дефицит сырого молока. По оценкам аналитиков, сегодня недостаток оценивается в 4,5 млн тонн. В прошлом году производство молока достигло 30,6 млн тонн. По данным Росстата, потребление молока и молочных продуктов на уровне 40% от требуемой нормы. Почему же эмбарго не дало ожидаемого эффекта? «Объяснение простое: в 2015 году, когда должна была быть увеличена господдержка, а в бюджете были деньги на эти цели, вместо обещанных 30 млрд руб. отрасль получила половину суммы, — говорит Марина Петрова, директор консалтинговой компании. — Была возможность поддержать сельское хозяйство, готовы были войти инвесторы».

Консалтинговая компания изучила путь развитых стран, которые кардинально улучшили ситуацию молочной отрасли. Так вот, по ее подсчетам, финансирование отрасли должно осуществляться на уровне 150-170 млдр  руб. в год. «Чтобы мы развивались по мировому опыту, 90% молока должно быть товарным, таким образом, мы должны производить порядка 50 млн т молока без учета экспортного потенциала. Но даже в Доктрине продовольственной безопасности эта цифра не учтена», — констатирует Марина Петрова.

Тем не менее производство молочных продуктов в стране растет, существенно вырос объем производства творога: +26% по сравнению с 2012 годом, — после введения эмбарго часть потребителей переключилась на творог, поэтому упало потребление молока. Растет спрос на сливочное масло, так как развенчан миф о его вреде для здоровья.

«Зависимость от импорта молочных продуктов еще сохраняется в стране по самым доходным продуктам таким, как сыры, сливочное масло и сухое молоко. Конечно, сегодня она менее выражена, чем до эмбарго, но все эти продукты а) молокоемкие, в) доходные, с) биржевые и мы по ним а) не зарабатываем, в) не экспортируем, с) не развиваем и не кормим своих потребителей», — делает выводы Марина Петрова.
Основным импортером молочной продукции в Россию является Беларусь, которая с 2013 года только по сыру «приросла» с 96 тыс. т до 176 тыс. т,  и динамика поставок в прошлом году была больше, чем динамика производства. И что самое главное — Беларусь может предложить российскому потребителю качественный сыр, а наши производители, к сожалению, нет, считает эксперт.

Как же будет развиваться молочная отрасль?

Аналитики выделяют 4 ключевых фактора:
1. Развитие крупных агрохолдингов. И тут дело не в том, что крупным агрохолдингам доступнее заемные средства. Дело в том, что тот же «Мираторг» полностью выстраивает систему от производства кормов до сетей Хорека. Таким образом, то, что они производят остается внутри холдинга, что позволяет им производить тот продукт, который интересен потребителю.

2. Укрупнение отрасли: часть сельхозорганизаций, недостаточно эффективных либо неперспективных, будут продаваться, объединяться.

3. Производители сами готовы будут производить узкосегментированные продукты и будут продавать под брендом известных торговых сетей.

4. Производители живут в экстремально сниженном спросе, который связан с затяжным кризисом, и никто в ближайшие два года не дает позитивных прогнозов. Из-за подъема налогового бремени бизнесу будет всё сложнее развиваться и будет падать покупательский спрос.

Покупательские тренды

Молочная отрасль очень традиционная и меньше, чем другие отрасли, подвержена новациям, но некоторые тренды применимы для россиян. Прежде всего, они связаны со снижением доходов населения, поэтому у покупателя высокие ожидания: имея меньше сумму в кармане, предъявляет высокие требования к продуктам и живет в ценах 3-4-летней давности. Для современного поколения характерно кликовое мышление. «Во время исследований мы выяснили, что молодые люди с 17 лет до 31 года хотят пиццу за 15 мин., то есть им нужно прямо сейчас, — рассказывает эксперт. — На этот запрос уже есть ответ, например проект «Голод» в сети Хорека, где доставка в центре Москвы составляет всего 7 минут. В меню только два блюда: первое и второе, но зато они быстро развиваются. Поэтому я бы хотела обратить внимание именно на этот сегмент, где есть также спрос на молочные продукты: сливки, творог, молоко и др. Например, востребованным может стать молоко в стакане с трубочкой, которое можно взять с собой и выпить в удобное время».