Александр Ткачев: «Белорусам нужно искать новые рынки сбыта»

Александр Ткачев,

Министр сельского хозяйства РФ:

«У нас до сих пор нет методики определения наличия сухого молока в молочных продуктах, которые поступают на прилавки магазинов. Это дает возможность предприятиям, занимающиеся производством сметаны, творога, йогуртов и других продуктов, использовать в качестве сырья не свежее, а сухое молоко.

Значительная часть сухого молока поставляется в Россию через соседнюю Белоруссию. Она вообще является крупнейшим экспортером молочной продукции в Россию — почти 120 белорусских молочных предприятий ввозят к нам свою продукцию — в 2017 году ее доля в общем объеме поставок составила 86% — это 950 тыс. т молочной продукции. Рост за три года на 24%.

И, конечно, белорусы должны искать новые рынки сбыта, потому что у нас серьезные намерения напоить россиян отечественным молоком. Мы планируем в ближайшие 5-7 лет закрыть этот вопрос, но пока видим, что нормальному развитию рынка мешает недобросовестная конкуренция с молочной продукцией, содержащей растительные жиры, и сухим молоком.

Белорусские поставщики сухого обезжиренного молока откровенно демпингуют при поставках на российский рынок. Только за два неполных месяца 2018 года Беларусь дважды снижала экспортные цены на сухое обезжиренное молоко.

Например, в марте 2018 года сухое молоко из Белоруссии стоило 103,5 руб. за килограмм, почти на 40% ниже, чем в январе 2017 года. Во многом это связано с ростом производства молока в самой Белоруссии и странах Прибалтики, что серьезно давит на цену.

По данным ФТС России, за прошлый год из Белоруссии было поставлено 101,1 тыс. т сухого обезжиренного молока, хотя по балансам мы договорились о поставках 80 тыс. тонн. Ежегодно в первом квартале года мы согласовываем балансы с Белоруссией, но они не соблюдаются и, как правило, реальные поставки превышают утвержденные объемы. Превышение произошло и по сухому обезжиренному молоку.

Поскольку Россия и Белоруссия в рамках союза не ведут таможенный контроль в полном формате, данные о движении товаров поступают не оперативно, с опозданием на 45 дней. Для сравнения: данные по торговле с третьими странами поступают в еженедельном формате. Из-за отсутствия такой оперативной информации всегда есть риск ввоза на территорию страны продукции в большем объеме, чем было утверждено в согласованных балансах».