Александр Обухов: «Инженер-механик – это звучит гордо?»

Александр Анатольевич Обухов,

директор ООО «Игринское ремпредприятие»:

— Не только человек выбирает профессию, но и профессия делает свой отбор. Инженер-механик – это организатор производства, область его знаний и практического опыта должна быть очень широка – это и знание техники, и основ ведения сельхозработ, и экономика производства, и обучение рабочих, основная его задача – обеспечить сельхозработы средствами механизации с наименьшими затратами. Общаясь с инженерами-механиками сельхозпредприятий, со студентами, приходящими на практику, обратил внимание, что они хотят работать по профессии, просто их не научили своей профессии, и они не видели на практике что такое  производственный процесс работы с техникой. Да и многие руководители сами не знают, как правильно организовать работу машинотракторного парка и технических специалистов, отсюда и вырастают проблемы с содержанием сельхозтехники, увеличением затрат на машинотракторный парк, нехваткой кадров.

Основная наша проблема – это «разруха … в головах», как говорил профессор Преображенский в фильме «Собачье сердце». Мы не хотим учиться решать проблемы, которые зачастую сами и создаём, не хотим перенимать опыт работы других, наверное, стесняемся и фатально не доверяем своим партнёрам и коллегам по работе, что убивает на корню любые перспективы развития. Нет волшебной таблетки, есть знания причин возникновения проблем и опыт их решения (кто хочет — ищет способы, кто не хочет – причины).

Задайте эти вопросы своему инженеру-механику и сделайте вывод:

  • Республика собирает 600 тысяч тонн зерна, в наличии 900 зерноуборочных комбайнов, средняя производительность комбайна 12 тонн/час, по расчётам уборку должны провести за 6 дней, вопрос: столько надо комбайнов для уборки и почему не укладываемся в сроки?
  • Средний срок службы сельхозтехники 10 лет, исходя из данных о наличии техники и её стоимости, ежегодно сельхозпредприятиям УР надо тратить на обновление техники более 2,5 млрд рублей, вопрос: есть ли такие средства у сельхозпредприятия, и что делается по продлению срока эксплуатации сельхозтехники?
  • Перерасход топлива при нарушениях регулировок на технике составляет до 15%, при затратах на топливо 500 тыс. рублей в месяц в «трубу» вылетает 75 тыс. рублей, вопрос: что сделано в сельхозпредприятии, чтобы избежать перерасхода?

Зная о невысоком уровне подготовки технических специалистов в учебных заведениях, написал инвестиционный проект «Инженеры будущего», планировал привлечь опытных инженеров-механиков сельхозпредприятий к процессу обучения студентов и механизаторов. Была задумка  совместно с Игринским техникумом создать учебно-производственное предприятие «Инженерно-технический центр» по целевой подготовке технических специалистов, обладающих знаниями и практическим опытом работы. Но, как говорят, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», на заседании инвестиционной комиссии выдали заключение о проекте: «профессия инженера-механика отмирающая, все работы в скором будущем будут выполнять программисты» — конец цитаты и проекта. Мы разучились разговаривать и слышать друг друга, помогать друг другу, обсуждать совместно проблемы и искать пути их решения, кажется, что действует закон джунглей «каждый сам за себя». Руковожу восемь лет «Игринским ремпредприятием» и пришёл к такому неутешительному выводу, общаясь с представителями госструктур и руководителями сельхозпредприятий.

Имея опыт технической и организационной работы, подготовил методичку для инженера-механика, затронув в ней вопросы работы с сельхозтехникой и ГСМ с целью снижения затрат. Опыт первого обучения  показал, что молодые специалисты хотят общаться и учиться, надо только им помочь. Получил первый отзыв о проведённом занятии от главного инженера СПК «Правда» Балезинского района Александра Сергеевича Пыжьянова: «Спасибо за консультацию по теоретическим и практическим вопросам деятельности инженера-механика. Все темы, которые мы изучали, будут необходимы для моей профессиональной деятельности и для меня лично. Много примеров из практики, основанные на личном опыте работы. Очень эффективная, насыщенная и полезная учёба». А для себя я сделал вывод, что не всегда «заключение комиссии» бывает верным.